В Минске с 24 по 26 сентября пройдет 27-я международная выставка технологий и инноваций в промышленности «ТехИнноПром». На ней состоится ярмарка инновационных разработок «Промышленность: от инновации до производства». Мероприятие направлено на формирование и развитие связей между предприятиями, организациями и учреждениями науки и образования, использование передовых научно-технических и инновационных разработок в реальном секторе экономики.
Кооперация в сфере промышленности и технологий является важнейшим направлением сотрудничества России и Беларуси в рамках Союзного государства. Сегодня, в условиях глобального противостояния с Западом, стала очевидной опасность зависимости от внешних игроков в этой области.
На протяжении десятилетий Советский Союз развивал собственную технологическую пирамиду и стремился к максимальной автономии от Запада в производственной сфере. В рамках СЭВ под эгидой СССР была создана уникальная система экономической кооперации социалистических стран. Вопреки расхожим представлениям, это касалось не только военно-промышленного комплекса, но и гражданских отраслей.
Так, порядка 30% мирового парка пассажирских авиалайнеров производилось в СССР, причем пассажирские самолеты советского производства поставлялись не только в социалистические страны.
То же касалось выпуска городского общественного транспорта, автомобилей, локомотивов, железнодорожных вагонов и прочей номенклатуры промышленной продукции, в производстве которой СССР и его союзники по соцлагерю удерживали значительную долю на мировом рынке.
Распад СССР и социалистического блока сопровождался валом критики в адрес советской экономической модели и качества выпускаемой продукции. Возобладало убеждение в априорном превосходстве западных производителей и их технологий. Это закономерно вело к отказу от собственных производств как якобы заведомо неконкурентоспособных.
Сегодня понятно, что вся эта кампания являлась частью недобросовестной борьбы со стороны Запада, основной целью которого было устранить нежелательных конкурентов, занять освободившиеся ниши и освоить ресурсы бывших социалистических стран в своих интересах.
Результатом этого процесса стали обвальная деиндустриализация государств бывшего соцлагеря и их специализация на поставках дешевых трудовых ресурсов и сырья для экономик коллективного Запада, прежде всего ЕС.
Одновременно с этим происходило подсаживание на «иглу» западных технологий и производителей, которые вытесняли и замещали отечественные производства под предлогом их устарелости и низкой конкурентоспособности.
После начала СВО Россия столкнулась с проблемой тотальной зависимости от западных технологий и оборудования. Основная цель санкций Запада состояла в использовании технологической зависимости РФ с целью удушения ее экономики.
Конечно, оппоненты переоценили степень зависимости России, которая, даже несмотря на промышленный и технологический упадок 1990-х годов, сохранила значительный потенциал. Тем не менее возникли проблемы с обслуживанием самолетов, скоростных поездов, локомотивов и другого оборудования, закупленного у западных производителей.
Промышленная переориентация на Китай решает возникшие проблемы лишь частично. Во-первых, возникает риск оказаться в зависимости уже от Поднебесной, а во-вторых, сама КНР сильно зависит от западных рынков и не может игнорировать санкции в полном объеме.
К слову, это касается не только России, но и Беларуси, которая также страдает от ограничительных мер со стороны стран Запада. Не так давно Китай отказался поставлять в Беларусь грузовые электровозы БКГ2. Связано это с тем, что данные локомотивы созданы на основе модельного ряда французского концерна Alstom и содержат большое количество оборудования производства стран Запада. По требованию западных производителей КНР была вынуждена прекратить поставки. Этот эпизод наглядно иллюстрирует риски и ограничения промышленной кооперации с Китаем.
Поэтому импортозамещение становится единственной стратегией избавления от промышленно-технологической зависимости от внешних игроков. К сожалению, в нынешних обстоятельствах Россия вынуждена опираться исключительно на собственный потенциал, так как бывшие союзники в Восточной Европе находятся под плотным контролем Запада и вовлечены в его антироссийскую игру.
Единственным исключением является Беларусь, которая в 1990-е годы не пошла по пути обвальной деиндустриализации и сохранила значительную часть своего производственного потенциала и кооперационные связи с РФ. Выживание белорусской промышленности полностью зависит от сотрудничества с Россией, на рынок которой она прежде всего ориентирована.
Санкционная война с Западом открывает новые возможности по промышленной кооперации в рамках Союзного государства. Беларусь участвует в российских программах импортозамещения.
Москва уже выделила Минску кредит в размере 105 миллиардов российских рублей на реализацию совместных импортозамещающих проектов, и сейчас обсуждается выделение второго займа.
РБ активно развивает экономическое сотрудничество с российскими регионами, что позволяет проводить более гибкую промышленную политику и ориентироваться на конкретных региональных потребителей.
Россия, со своей стороны, также помогает Беларуси поставками своей промышленной продукции. Так, Минский метрополитен вновь начал закупать метропоезда, сделанные в РФ, после того как швейцарский концерн Stadler свернул свое производство в РБ.
Благодаря глубокой интеграции экономик и слаженной совместной работе в инновационных областях устраняется зависимость СГ от стран Запада, укрепляется технологический суверенитет наших государств.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН