Республика Беларусь и Российская Федерация реализуют новые проекты в высокотехнологичных сферах производства, включая авиастроение. Это придает новый импульс развитию экономики, а также научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам. Авиакосмическая отрасль — локомотив, который тянет за собой практически все сферы науки и народного хозяйства. Создание авиационной техники в рамках общих проектов России и Беларуси повысит конкурентоспособность их продукции на мировом рынке, позволит добиться эффективного импортозамещения и технологического суверенитета.
Посол Беларуси в России Александр Рогожник дал на днях интервью телеканалу «Беларусь 1», в котором заявил, что РФ и РБ нарабатывают новый пул проектов, в том числе в авиации.
«Сегодня машиностроение — драйвер экономического роста не только в Беларуси, но и в России. Реализуется ряд проектов за счет кредитной линии в 105 миллиардов российских рублей, выделенной РФ на обновление мощностей, запуск новых высокотехнологичных производств. Мы подписали дорожные карты в области авиастроения, станкостроения. Мы нарабатываем очередной пул проектов, в том числе в сфере авиации, которые будут гарантировать загрузку наших предприятий на долгосрочный период и окупаемость инвестиций, которые мы будем вкладывать в развитие производств», — подчеркнул дипломат.
Прошедшим летом представители авиастроительной отрасли и государственные деятели отчитались о ряде конкретных достижений в данной сфере.
На Минском заводе гражданской авиации № 407 запущен инновационный комплекс по покраске воздушных судов и их техническому обслуживанию. Представители Беларуси на новых мощностях осуществляют ремонт российского самолета Ту-214. В частности, с машины снимают старое и наносят на нее новое лакокрасочное покрытие.
«Мы смогли сами покрасить его красителями, которые производятся в Союзном государстве», — прокомментировал этот пример кооперации вице-премьер-министр РБ Петр Пархомчик.
Основа для сотрудничества возникла еще в советские времена. Минский завод успешно ремонтировал построенные в СССР самолеты для отечественных и иностранных заказчиков. Сейчас данная деятельность успешно возрождается. Производственные мощности размещены не в самой столице республики, как раньше, а в районе Минского аэропорта. В распоряжении белорусских специалистов все самое современное оборудование.
Ремонтными работами кооперация не ограничивается. Минский завод подписал соглашение с филиалом АО «АэроКомпозит». Оно предусматривает производство комплектующих для перспективного авиалайнера МС-21. А для структур ПАО «Ил» в Минске, помимо деталей, будут производить наземную аппаратуру для создания и обслуживания самолетов. Кроме того, минское предприятие готовится красить не только подлежащие ремонту, но и новые Ту-214.
«В планах — увеличивать объем заказов и расширять номенклатуру изделий, изготавливаемых для лайнера на белорусских предприятиях», — прокомментировал авиакооперацию заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин.
Официальный Минск констатирует стремительно растущий спрос на услуги своих предприятий со стороны российских партнеров.
«Нам поступает очень большое количество предложений из РФ по производству компонентов для авиации. Это одно из направлений, которые мы будем сейчас реализовывать. Очень широкая номенклатура, широкие компетенции. Нам необходимо в ближайшее время создать определенные производственные мощности для того, чтобы решать эту сложнейшую задачу», — отмечает Петр Пархомчик.
Причем руководство республики не намерено останавливаться на достигнутом.
«Мне нужны новейшие технологии, то есть мы хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям. И это должно быть наше общее — Беларусь и Россия не должны это делить. Как мы часто говорим, товар Союзного государства. Давайте уравняем в правах белорусские и российские товары, чтобы не было никаких проблем. И тогда исчезнут разговоры, кто кого поглощает и объединяет. Экономика все поглотит», — заявил президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе недавнего посещения Иркутского авиазавода.
Переходом кооперации на принципиально новый уровень должно стать совместное производство новых самолетов. Стремительно расширяющийся сегодня 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) уже подписали соглашение о создании 19-местного самолета «Освей». Полным ходом идут опытно-конструкторские работы.
В ближайшие пару лет новая машина уже должна подняться в воздух. За несколько лет Россия и Беларусь намереваются произвести около 180 таких самолетов.
Долгое время Россия в данном классе использовала импортную авиатехнику. Однако на фоне санкций, введенных против Москвы коллективным Западом, возникли проблемы с закупкой новых самолетов и ремонтом тех, которые уже эксплуатируются. А на российских просторах, в условиях, когда отдельные субъекты федерации значительно больше европейских государств, подобная техника жизненно необходима. Пользоваться большими лайнерами для перевозок внутри регионов (например, Якутии) не всегда практично. «Освей» как раз поможет решить эту проблему.
Причем не исключено, что за данным проектом последуют и новые совместные разработки.
Развитие авиаиндустрии позволит создавать в Союзном государстве еще больше наукоемких промышленных мощностей. Кооперация повысит уровень экономической и технологической независимости России и Беларуси, послужит эффективной защитой от санкций.
Сотрудничество в области авиастроения делает интеграционные процессы более тесными и продуктивными. В этой сфере одновременно задействовано значительное количество предприятий, научно-исследовательских учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления. Производство авиатехники привлекает значительные интеллектуальные ресурсы Союзного государства и создает множество связей, сближающих Россию и Беларусь на различных уровнях.
Инвестиции, вложенные в авиастроение сегодня, будут приносить прибыль участникам проектов еще десятилетия, ускоряя темпы экономического и научно-технического развития. Это вложения в будущее.