30 августа президенту Беларуси Александру Лукашенко исполняется 70 лет. Он бессменно возглавляет Беларусь с 1994 года, то есть ровно 30 лет. Таким образом, у белорусского лидера в этом году двойной юбилей. Без преувеличения, само становление государственности республики неразрывно связано с именем Лукашенко.
Точно так же с именем белорусского президента связан и еще один важный политический проект — Союзное государство Беларуси и России. Лукашенко изначально шел к власти под лозунгами интеграционного сближения с Россией. В 1995 году он инициировал референдум, на котором получил мандат народа на развитие союза с Москвой.
В 1996 году было подписано Соглашение о сообществе Беларуси и России, а в 1997 — Договор о Союзе двух стран. В 1999 году был заключен Договор о создании Союзного государства Беларуси и России.
СГ остается по-своему уникальным интеграционным проектом на постсоветском пространстве, аналогов которому нет. Это наиболее далеко идущее по своим заявленным целям объединение, предполагающее не только экономическую, но и политическую интеграцию. Ни ЕАЭС, ни СНГ, ни другие форматы не предполагают подобной степени близости.
Безусловно, сам поиск формата интеграции оказался делом непростым. Впервые о необходимости восстановления союза с Россией в Беларуси заговорили в 1992–1993 годах, когда стали очевидны пагубные последствия для белорусской экономики распада СССР, разрыва традиционных кооперационных связей, потери рынков сбыта, удорожания энергоносителей и тому подобного.
Беларусь, обладавшая развитой индустриальной экономикой, функционировавшей как часть единого народно-хозяйственного комплекса, оказалась на грани краха.
Еще в 1993 году правительство Кебича подписало соглашение о валютном союзе с Россией, предполагавшее объединение финансовых систем двух государств и образование единой рублевой зоны. Однако реализовать договор так и не удалось. В Беларуси этому противилось прозападное лобби, утверждавшее, что документ ограничивает суверенитет страны и противоречит национальным интересам. Кроме того, в обеих странах в тот период шли бурные политические процессы, отодвигавшие любые межгосударственные интеграционные проекты на второй план.
В результате к идее белорусско-российской интеграции вернулись уже после установления в Беларуси президентской модели. Стало очевидным, что вопрос единой валюты может быть решен не сам по себе, но только в рамках более широких интеграционных соглашений.
Союзное государство и должно было стать таким более широким интеграционным форматом, по сути, равноправным конфедеративным союзом. Предполагалось сохранение суверенитета обоих субъектов при одновременной широкой унификации экономического и правового пространства. Предполагалось также создание наднациональных органов — Союзного парламента, Постоянного комитета, Высшего госсовета, которые должны были координировать вопросы совместной политики.
Далеко не все задуманное удалось осуществить. Основной проблемой Союзного государства оказалось соблюдение принципа равноправия при огромной разнице масштабов интегрирующихся субъектов. Так, вопрос единой валюты, которая должна была быть введена еще в 2005 году, уперся в проблему единого эмиссионного центра. Россия настаивала на том, что финансово-кредитная политика в Союзном государстве должна находиться в ведении российского Центробанка. Для белорусской стороны это оказалось неприемлемым, потому что воспринималось как ограничение суверенитета.
Вследствие этих и других противоречий реализовать наиболее далеко идущие аспекты Союзного договора до сих пор не удалось. Нет единой валюты, не принят и конституционный акт, который должен был стать основой правовой системы на всей территории Союзного государства. Система наднациональных органов также остается в значительной степени в зачаточном состоянии.
Большинство решений в рамках Союзного государства принимаются на уровне президентов Беларуси и России. Однако их дальнейшая реализация зачастую тормозится из-за плохо согласованной работы бюрократических аппаратов двух стран. Так, своего рода притчей во языцех стала отмена мобильного роуминга в Союзном государстве, согласовать которую не получается уже на протяжении многих лет.
Остаются и иные барьеры, мешающие развитию СГ. Так, сохраняется действие межгосударственного тарифа, который сильно удорожает пассажирское железнодорожное сообщение между странами и ведет к постепенной деградации перевозок между Беларусью и Россией. Авиационные тарифы также делают авиасообщение в Союзном государстве значительно дороже по сравнению с тем же Европейским союзом.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, модель СГ, которому в этом году исполняется 25 лет, показала свою жизнеспособность.
Более того, события 2020–2022 годов стали для Союзного государства важным стимулом развития.
Геополитические пертурбации последних лет наглядно продемонстрировали прочный фундамент белорусско-российских отношений.
Совместное противостояние санкциям и военным угрозам, реализация общих проектов в сфере импортозамещения, развитие новых логистических маршрутов — таково наполнение белорусско-российской интеграции на сегодняшний день.
Активно развиваются межрегиональные связи – Беларусь выстраивает сеть сотрудничества с российскими регионами. Такой формат взаимодействия оказывается весьма эффективным, поскольку позволяет быстро найти точки соприкосновения и взаимных интересов и не требует долгих процедур согласования на высшем уровне.
В условиях глобального противостояния с Западом Союзное государство обретает особое значение в качестве субъекта формирующегося нового, более справедливого многополярного мирового порядка.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН