На Латвийских железных дорогах снова происходят массовые увольнения. Это очередное проявление полной деградации транспортной отрасли республики. После долгих лет заработка на транзите российских грузов официальная Рига сама создала себе сложности, начав санкционное противостояние с РФ. В итоге особенно сильным оказался удар, нанесенный Латвийским железным дорогам. И теперь большой вопрос, переживут ли они его.
На днях руководство Latvijas dzelzceļš объявило о сокращении 298 сотрудников, задействованных в уборке объектов и территорий железнодорожной инфраструктуры. Кадровую «оптимизацию» топ-менеджмент объяснил тем, что Latvijas dzelzceļš «сосредоточилась на повышении эффективности своей основной деятельности». Как отмечают местные журналисты, за подобными формулировками обычно прячут «непопулярные» решения, связанные с тяжелым финансовым положением. Уборку планируют отдать на аутсорсинг, нанимая тех, кто будет готов работать за минимальную оплату.
«Иного выхода у компании просто нет. На помощь государства при нынешнем состоянии бюджета она вряд ли сможет рассчитывать. Казна пуста, и будет удачей, если LDz удастся выцарапать хотя бы госсубсидии на содержание инфраструктуры», — пишут латвийские СМИ.
Причем это сокращение не первое и далеко не самое масштабное. В 2020 году руководство железных дорог республики объявило об увольнении 1 500 сотрудников.
«2019 год был наполнен потрясениями для концерна и всей латвийской транзитной и транспортной отрасли… Снижение мировых цен на ископаемые виды топлива и уменьшение объемов их перевозки, а также экономическая и политическая ситуация в регионе вызвали существенное снижение объема входящих и исходящих грузов… Нам необходимо сделать этот шаг, чтобы компания смогла в нынешнем году вернуться к финансовому равновесию, а в будущем — к рентабельности и конкурентоспособности на региональном и международном рынке», — говорилось тогда в сообщении компании.
Однако вопрос так и не решился. В 2021 году AS Latvijas dzelzceļš известило госагентство занятости о намерении прервать трудовые отношения еще с 684 работниками. И это при том, что количество сотрудников железной дороги и так сократилось в сжатые сроки с 10 до 7 тысяч сотрудников.
В 2022 году прозвучало заявление об увольнении еще 600 человек. И вот теперь — новая «серия».
Происходящее — прямая производная от экономических провалов предприятия.
Объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии в 2023-м сократился в годовом измерении на 27,6% — до 15,636 миллиона тонн, утверждают в Министерстве сообщения республики. Международные перевозки упали на 29,6% (до 14,006 миллиона тонн), внутренние — на 4% (до 1,63 миллиона тонн). Перевозки транзитных грузов сократились на 30,8%, составив 2,187 миллиона тонн. Причем сухопутный транзит через территорию республики рухнул сразу в 2,4 раза.
Негативная тенденция сохраняется и сейчас. Недавно были обнародованы данные о железнодорожных перевозках в Латвии за первые четыре месяца текущего года. Падение — 25,3%. Транзит рухнул на 30,4%, экспортные перевозки — в 2,3 раза.
Министр сообщения республики Каспарс Бришкенс заявил прошедшей весной, что поставить точку в многолетней зависимости от транзита российского происхождения — в интересах безопасности и роста Латвии. Однако теперь он от комментариев по этому поводу воздерживается. Министерство якобы собирается разрабатывать план переориентации транспортно-логистического сектора. Но как он будет выглядеть, тяжело представить себе даже в теории.
На днях официальная Рига продолжила бить по своей экономике. 14-й пакет европейских санкций, в разработке которого принимала участие и Латвия, предполагает запрет на транзит марганцевой руды в РФ. Этот объем тоже нужно чем-то компенсировать, но чем именно, пока непонятно. На данный момент руководство железной дороги готовит запрос правительству на государственное софинансирование в размере 32 миллионов евро.
Но и это не все проблемы. Есть еще и техническая сторона вопроса. Руководство железной дороги недавно попросило внести исключение в законопроект о запрете на закупку товаров и услуг в России и Беларуси. Соответствующее письмо уже ушло в профильную комиссию Сейма. Большая часть запасных частей для ремонта поездов советских времен производится на заводах РФ и РБ. Решить проблему путем внесения изменений в конструкцию невозможно. Европейские детали тоже не подходят.
«Если не предусмотреть разумное исключение, PV сможет эксплуатировать тот подвижной состав, которым владеет и управляет, только до тех пор, пока в ее распоряжении не будет остатка запасных частей, которые в некоторых случаях станут использоваться уже этой весной. Следовательно, Pasažieru vilciens будет вынуждена сократить количество подвижных составов», — цитируют латвийские СМИ текст документа.
Инициаторы санкций теперь окажутся вынуждены просить Россию и Беларусь продать им запчасти для поездов.
Разрыв экономических связей с РФ и РБ поставил железнодорожную отрасль стран Балтии на грань банкротства, а Евросоюз так и не смог предоставить своему члену альтернативные источники дохода. Санкционная политика официальной Риги в итоге бьет как по благосостоянию обычных граждан, так и по перспективам экономического развития страны в целом. Пока внешнеполитический курс государства не изменится и не начнется восстановление прагматичных и конструктивных отношений с Москвой и Минском, ситуация в транспортной отрасли Латвии будет только усугубляться.