×
Экономика Экономика

Рыболовецкая отрасль Прибалтики — история катастрофического падения

Источник изображения: pxhere.com

27 июня отмечается Всемирный день рыболовства. И это повод вспомнить об упущенных возможностях государств Балтии. «Рижские шпроты» были одной из первых ассоциаций, возникавших в советский период у граждан СССР при упоминании о Прибалтике. В Латвии, Литве и Эстонии был создан мощнейший комплекс по добыче и переработке морских ресурсов. Такое наследство могло стать одной из основ благосостояния населения Прибалтики даже после выхода республик из состава СССР. Однако их власти вместе с брюссельскими кураторами сделали все возможное для того, чтобы загубить и это экономическое направление. Сегодня от огромной отрасли сохранились лишь остатки, которые могут не пережить даже следующие несколько лет.

История прибалтийского рыболовства насчитывает тысячелетия. Однако только Советский Союз смог сделать отрасль высокотехнологичной и вывести вылов рыбы в регионе в промышленные масштабы.

В 1950-е годы в среднем по СССР на каждого гражданина приходилось 14 килограмм выловленной рыбы. В Эстонской ССР благодаря поддержке советской власти эта цифра достигала уже 58 килограммов. 

Хотя население республики составляло всего 0,6% от общесоюзного, на нее приходилось 2,3% от улова рыбы в масштабах страны в целом.

После Великой Отечественной войны отрасль восстанавливали буквально с нуля. Тем не менее уже в 1950-е вылов рыбы по сравнению даже с довоенными годами вырос примерно в 20 раз.

Уже в 1955 году была создана Таллиннская база рефрижераторного флота, а в 1970-м — рыбопромышленное объединение «Океан». Морепродукты от эстонских рыболовов стремительно завоевывали популярность по всему Союзу. Жемчужиной «Океана» было судно-гигант «Фредерик Шопен» — фактически самостоятельный рыбокомбинат с экипажем в несколько сот человек, циклом заготовки сельди баночного посола и помещениями для хранения продукции при температуре минус 25 градусов. Ловля рыбы шла в том числе в отдаленных районах Мирового океана.

На рубеже 1980–1990-х годов рыболовецкий флот Эстонии насчитывал около 230 судов, включая 90 океанских. Рыба составляла значительную часть экспорта республики. Однако уже вскоре отрасль оказалась охвачена жестоким кризисом.

В 2011 году рыбной ловлей в Балтийском море занимались 42 эстонских судна, а в Атлантическом океане — еще пять. В 2023-м на Балтике осталось всего 25 эстонских траулера.

Всего за 18 последних лет количество судов сократилось на 83%. Улов по сравнению с советскими временами рухнул на порядок.

В Латвии в досоветский период масштабы рыболовецкого промысла, так же как и в Эстонии, были весьма скромными. По словам историков, из-за несовершенных технологий рыбаки зачастую не могли прокормиться «из моря» и вынуждены были параллельно заниматься земледелием и животноводством. Все стало меняться по мере укрепления советской власти в республике после Великой Отечественной войны.

С 1954 года латвийские рыболовы выходили в Атлантический океан. Была создана Рижская база рефрижераторного флота. Латыши успешно конкурировали с британцами, исландцами и норвежцами.

В 1982 году предприятия Латвии производили 7,7% от всей рыбоконсервной продукции в СССР. К этому времени улов по сравнению с 1950-м годом вырос примерно в двадцать раз. Однако «независимость» принесла латвийскому рыбпрому такие же результаты, как и Эстонии. Причем власти пытались выдать это за свое достижение.

«Количество рыболовецких судов в Латвии в последние десятилетия сократилось, но это позволило сбалансировать эффективность флота с доступностью морских ресурсов», — заявил в 2016 году на тот момент премьер-министр республики Марис Кучинскис.

История литовского рыболовства аналогична той, что происходила в Латвии и Эстонии. На момент вступления в состав Советского Союза Литва была одним из беднейших и наименее развитых государств Европы. СССР создавал экономику республики практически с нуля, в том числе рыболовецкую и рыбоперерабатывающую промышленность. Уже в 1956 году Литва начала сама строить рыболовные траулеры. А в 1980-е 257 литовских рыболовецких судов вели промысел в Балтийском море, Атлантическом океане и на севере.

Для сравнения, в 2022 году, по данным местной Службы рыбного хозяйства, в открытом море рыбный промысел осуществляло всего 21 литовское рыболовецкое судно, из них 13 — с маломощными двигателями. Кроме того, некоторое количество рыбаков ловит рыбу у берега с небольших лодок, большая часть которых еще советского производства.

Ситуация, сложившаяся с прибалтийским рыбным промыслом, выглядит странно, ведь рыба — продукция востребованная. Однако местному бизнесу тяжело конкурировать с западными корпорациями. Кроме того, ему не хватает средств на обновление фондов.

«Фактически мы наблюдаем гибель рыбопромыслового флота страны, на развале СССР успевшего рвануть какие-то ресурсы великой рыболовной державы, которой являлся Советский Союз… Но время идет, суда стареют, оборудование изнашивается. Скоро мы будем свидетелями того, как практически весь флот пойдет "на иголки", как говорят моряки. Шанса на возрождение нет», — цитирует радио Sputnik комментарий о происходящем в Прибалтике руководителя Информационного агентства по рыболовству Александра Савельева.

Супермаркеты республик Балтии забиты морепродуктами из Норвегии и Канады. Активно поддерживать местных производителей местные чиновники не собираются.

Более того, Брюссель ограничивает рыбный промысел в Балтийском море при помощи «экологических» квот. Например, в 2024 году вылов салаки в Балтийском море должен сократиться на 60%, в Рижском заливе — на 20%, вылов кильки планируется уменьшить на 23% по сравнению с 2023 годом. Официальная Рига время от времени пытается критиковать такую политику, но ее никто не слушает. Не исключено, что за «экологическим активизмом» ЕС скрываются интересы крупных игроков из ведущих рыболовецких стран, заинтересованных в уходе с рынка небольших конкурентов.

Тем более что другие аспекты экологии почему-то Брюссель волнуют мало. Например, активно загрязняют Балтийское море Дания и Польша. Из-за непродуманной хозяйственной деятельности аграриев в воду массово попадают смытые с полей удобрения.

А пока что ржавеющие эстонские, латвийские и литовские рыболовецкие суда, построенные в СССР, — это своеобразный символ былого величия республик в составе большой и динамично развивающейся страны.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Натовский оброк: с литовцев выбивают деньги ради прибыли западных оружейных корпораций
13 июня
В Литве, которая уже давно находится в состоянии экономического кризиса, повысят налоги ради наполнения «фонда обороны». Для поддержания милитаристской политики и участия в антироссийских провокациях официальный Вильнюс готов пожертвовать будущим тысяч соотечественников и перспективами развития национальной экономики.
Что ждет граждан стран Балтии после выборов в Европарламент?
14 июня
Во время последних выборов в Европейский парламент главной задачей элит стран Балтии было по максимуму нивелировать обозначившуюся в последнее время тенденцию возрастания влияния евроскептиков в ЕС хотя бы в зоне своей ответственности. В целом сделать это им удалось.
Почему страны Балтии выступают против миграционной политики Брюсселя?
17 июня
На днях власти Прибалтийских республик обратились к руководству ЕС с призывом пересмотреть правила для иностранцев, нуждающихся в убежище. Они хотят, чтобы Брюссель ужесточил политику в отношении беженцев. Миграционный кризис в Европе скоро отметит десятилетие, и все это время Прибалтика находилась между двух огней: собственным национализмом и брюссельским либерализмом, требующим превратить Европу в плавильный котел этносов и культур. При этом все более нервная реакция прибалтийских политиков на «гостей» выглядит странно. Они сами создали условия для вымирания коренного населения республик, а также активно поддерживали европейскую политику соседства, благодаря которой миграционный кризис стал реальностью.
«Ломают через колено». Жители стран Балтии сопротивляются «западным ценностям»
18 июня
Становясь участниками Европейского союза в мае 2004 года, страны Балтии мечтали о «Шенгене», натовском военном «зонтике», а главное — о щедром финансировании со стороны Брюсселя. Но вряд ли предполагали, что членство в общеевропейской семье имеет настолько буквальный характер. Тем более что в то время культурные и семейные «западные ценности» были другими и не навязывались странам так агрессивно, как это происходит сейчас.
Новости партнёров