20 лет назад Литва вместе с несколькими другими государствами Восточной и Южной Европы официально вошла в состав ЕС. Теперь прозападные политики и журналисты, манипулируя статистикой, рассказывают о том, что уровень жизни в республике за это время якобы вырос в несколько раз. Однако никто из них не объясняет, почему население страны уменьшилось почти на четверть, а ее промышленное производство уходит в свободное падение на долгие месяцы без мировых кризисов. О том, что получила и что потеряла Литва за два десятилетия членства в Евросоюзе, — в материале аналитического портала RuBaltic.Ru.
1 мая 2004 года Литва вместе с девятью другими государствами стала полноценным членом Европейского Союза.
Нужно сказать, что жители республики изначально не горели желанием становиться частью «большой европейской семьи». В конце 1999 года всего 29% граждан Литвы хотели, чтобы их страна вступила в ЕС. Затем прозападные политические силы провели агрессивную пропагандистскую кампанию, и настроения в обществе начали понемногу меняться. Но референдум по вопросу членства в Евросоюзе, организованный в мае 2003-го, все равно оказался на грани срыва из-за низкой явки избирателей. Людей на участки пришлось заманивать специальными наклейками, с которыми потом пиво, газировку и стиральный порошок в супермаркетах можно было купить за один цент. В итоге в референдуме приняли участие около 60% жителей республики, имеющих право голоса, и 91% из них проголосовал за вступление в ЕС.
Провластные политики и средства массовой информации говорят о 20 годах членства в Евросоюзе как о чем-то прекрасном. В литовских СМИ выходят статьи с заголовками в духе «Литва еще не жила так хорошо». Статистика, которую они приводят, на первый взгляд должна впечатлять.
Согласно официальным данным, средние зарплаты и пенсии с 2004 по 2024 год выросли примерно в пять раз: соответственно с 242 евро до 1 249 евро и со 107 евро до 539 евро. ВВП на душу населения поднялся в 4,6 раза. Компаний в Литве стало больше в три с лишним раза — с 29 до 95 тысяч. Но это все, по сути дела, просто фикция. Без учета роста цен красивая статистика не значит ровным счетом ничего.
«Реальный (после вычета инфляции) располагаемый доход литовцев за последние два десятилетия вырос на 56,9%», — цитируют литовские СМИ руководителя отдела потребительских исследований Euromonitor International Яну Руде.
Это уже чуть ближе к истине. Однако и в данном случае нужно учитывать еще такие непропорционально возросшие затраты, как коммунальные платежи и стоимость аренды недвижимости (примерно на 800%).
Впрочем, даже объективно имеющийся скромный рост уровня жизни нельзя назвать заслугой экономической активности самих литовцев и их властей. Республика ежегодно получает масштабные дотации от Евросоюза.
В последние годы прямая помощь составляет около 2,5 миллиарда евро. Кроме того, Вильнюсу направляют средства под различные программы, проекты и кризисные выплаты. И это при расходной части бюджета на уровне 18 миллиардов евро.
«Помощь» от еврочиновников — это лишь крохи на фоне того, что Литва потеряла в результате вступления страны в ЕС. От Советского Союза республика получила богатое наследство, которое литовские чиновники вместе со своими иностранными партнерами безжалостно уничтожили.
По требованию Европейского Союза официальный Вильнюс закрыл Игналинскую АЭС — одну из самых мощных и современных в мире. Она обеспечивала республику дешевой электроэнергией, но в 2009 году закрылась по распоряжению Брюсселя. Теперь в стране часто вздыхают по поводу необдуманного решения, принятого под давлением ЕС, но отмотать время назад уже не получится.
В 2007 году обанкротилась и закрылась компания Alytaus tekstilė, созданная на базе Алитусского хлопчатобумажного комбината. Предприятие работало с 1969 года. На нем трудилось 4 тысячи жителей республики. Комбинат осуществлял полный цикл производства хлопчатобумажной продукции. Но крупные предприятия в «европейской» Литве оказались никому не нужны. За рубежом находятся штаб-квартиры компаний, управляющих фабриками по всей планете и не терпящих конкурентов, которые не вписываются в их «картину мира». В 2009-м году евродепутаты с барского плеча выделили 290 тысяч евро сотрудникам комбината, оставшимся без средств к существованию.
В 2006 году обанкротился крупнейший завод по производству кинескопов — Ekranas. На фоне изменения технологий производства телевизоров никто не позаботился о том, чтобы «осовременить» предприятие. Проще оказалось его закрыть.
От огромного Каунасского радиозавода осталась небольшая фирма, выпускающая ограниченный перечень продукции.
Совсем недавно, в 2023 году, остановил свою работу один из крупнейших в Прибалтике комбинатов «Вильнюсская мебель». На фоне антироссийских санкций со стороны коллективного Запада цены на электроэнергию и сырье сделали производство нерентабельным.
Этот список можно продолжать еще долго.
Кстати, в закрытии высокотехнологичных гигантов кроется и секрет «успеха» Литвы с массовой регистрацией новых компаний. Люди, которые управляли реакторами или выпускали радиотехнику, теперь занимаются мелкой бакалейной торговлей и плодят фирмы, являющиеся предметом гордости официального Вильнюса.
Впрочем, таких меньшинство. Большинство «не вписавшихся» в условия новой европейской Литвы просто уехали. По официальным данным, население республики в 2003 году достигало почти 3,5 миллиона человек, сейчас — около 2,8 миллиона. Однако на самом деле все может быть гораздо хуже. Никто не гарантирует, что люди, которые сохранили литовское гражданство и формально числятся проживающими где-нибудь в Каунасе, на самом деле находятся там, а не в какой-то другой стране. Одна из самых быстрых в мире депопуляций — главное «достижение» Литвы в составе Евросоюза.
«Если люди уезжают, потому что не могут найти работу в своей стране, значит, что-то не так», — цитирует немецкое СМИ сотрудника частного института VPVI в Вильнюсе Эгидиюса Барцевичюса.
Как пишет то же издание, многие из «не вписавшихся» в европейские условия, но не желающих переезжать, выбирают для себя другой, страшный путь. Литва занимает одно из первых в Европе и мире мест по количеству самоубийств.
В соцсетях жители республики иногда выкладывают фотографии товаров с ценниками начала 2000-х годов. Под ними появляются подписи в духе «и чего нам не жилось без этого ЕС».
Инфраструктура Литвы, созданная еще в советские времена, практически не развивается. Около 40% дорожного покрытия находится в полностью неудовлетворительном состоянии. А проекты вроде кабеля Harmony Link между Польшей и Литвой или железной дороги Rail Baltica пока что остаются воздушными замками.
Сейчас, когда республики Прибалтики на фоне западных санкций добровольно отказались от позиции транзитного коридора между Европой и Россией, регион становится практически неинтересен инвесторам.
Не имеющая никакой надежной основы литовская экономика начинает обваливаться при каждом катаклизме. В 2023 году в результате введения Вильнюсом санкций против РФ и отсутствия серьезной помощи со стороны европейских государств ВВП промышленное производство и внешняя торговля Литвы стремительно обвалились. Сейчас экономическое будущее страны туманно.
Запад «подкармливает» государства Балтии, чтобы использовать их в качестве антироссийского инструмента, но совершенно их не развивает. Если что-то «пойдет не так», их всегда готовы списать со счетов с уничтоженной практически под корень промышленностью и деградировавшей инфраструктурой.