В Москве продолжается Международная выставка-форум «Россия», в рамках которой показывают свои достижения и регионы Беларуси. С 26 апреля по 13 мая в павильоне ВДНХ «Республика Беларусь» будет демонстрировать свой потенциал Гомельская область.
Следует отметить, что восточные области Беларуси, как пограничные с Россией, особенно заинтересованы в развитии межрегиональных связей. Гомельская область не является исключением. Ее тесные исторические, культурные и экономические связи с Россией не вызывают сомнений.
При первоначальном политико-административном размежевании в рамках СССР была создана Гомельская губерния, включавшая восточные районы современной Гомельской и западные районы Брянской областей. Административно она относилась к РСФСР. В 1926 году губернию упразднили, и ее западные районы вместе с Гомелем были переданы в состав БССР.
Однако тесные связи Гомельщины с Россией сохранились. Гомель стал крупным промышленным и транспортным узлом еще до революции. Одной из мотивировок его передачи в состав БССР было стремление укрепить пролетарский элемент в преимущественно аграрной на тот момент республике.
Сегодня Гомель является вторым по величине городом Беларуси и сохраняет свое значение в качестве промышленного и транспортного центра. Продукция гомельских предприятий (Гомсельмаш, Гомельский вагоностроительный завод и так далее) пользуется устойчивым спросом в России. На территории Гомельской области также находится Мозырский НПЗ — крупнейшее наравне с новополоцким «Нафтаном» предприятие белорусской нефтехимии.
Не стоит недооценивать рекреационный и туристический потенциал региона. Расположенная на юге Беларуси Гомельская область обладает одними из наиболее комфортных природно-климатических условий в республике. Несомненный туристический интерес представляют культурное наследие старообрядцев, дворец Румянцевых-Паскевичей, ландшафты долин Сожа, Днепра и Припяти.
Гомельская область имеет возрастающее стратегическое значение в рамках Союзного государства. Будучи пограничным с Украиной регионом, Гомельщина является важным элементом контура безопасности государств-союзников. Растет значение железной дороги Брянск — Гомель — Брест как дублера основного транзитного хода Москва — Минск — Брест. Недавнее обрушение путепровода над железной дорогой Минск — Москва в Вязьме наглядно показало, что роль подобных дублирующих маршрутов не стоит недооценивать.
Гомель имеет не только железнодорожное, но и авиасообщение с Москвой и Санкт-Петербургом. Сегодня идет возрождение воздушных сообщений с Россией не только белорусской столицы, но и областных центров, и Гомель оказался в авангарде этого процесса.
Не менее важна и задача возрождения транспортного сообщения между пограничными регионами России и Беларуси. На сегодняшний день оно осуществляется почти исключительно автобусами. Пригородное железнодорожное сообщение между Россией и Беларусью фактически прекращено, если не считать проходящих пассажирских поездов дальнего следования.
На то есть ряд причин. На железнодорожное сообщение между Беларусью и Россией устойчиво негативное воздействие оказывает межгосударственный тариф, основной жертвой которого и оказалось трансграничное пригородное сообщение. В результате сеть маршрутов постоянно сокращалась, беспересадочные маршруты были заменены согласованными поездами с пересадками по пограничным станциям, а пандемия COVID-19 добила их окончательно. Не до конца урегулированной остается проблема пропуска граждан третьих стран через белорусско-российскую границу, что также тормозит развитие трансграничных сообщений.
Сегодня Беларусь и Россия работают над возрождением пригородных перевозок в пограничных регионах. По словам депутата Госдумы РФ, председателя комиссии Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси Артема Турова, вопрос о возобновлении пригородного сообщения между Смоленской и Витебской областями может быть решен уже к лету. Псковская и Брянская области также ведут аналогичную работу с пограничными белорусскими регионами.
Представляется, что белорусско-российское пограничье могло бы стать одним из моторов интеграции в рамках Союзного государства. В этом смысле заслуживает внимания опыт так называемых еврорегионов, то есть объединений пограничных областей государств в рамках ЕС.
На сегодняшний день с взаимодействием именно пограничных регионов Беларуси и России имеются определенные трудности. Отсутствуют специализированные программы трансграничного сотрудничества, которые стимулировали бы развитие тесных связей граничащих друг с другом регионов двух стран. Во многом этому способствует объективное состояние белорусско-российского пограничья, которое представляет собой малонаселенную и экономически депрессивную зону.
В результате возникает несколько парадоксальная ситуация, когда Беларусь более успешно и эффективно взаимодействует с географически более удаленными российскими регионами, чем со своими непосредственными соседями.
Тем не менее в целом следует признать, что сотрудничество белорусских и российских регионов носит стратегический характер. Сама возможность для Беларуси продемонстрировать особенности и достижения всех своих регионов на крупнейшей российской выставке свидетельствует об уровне отношений наших стран.
Тема регионального сотрудничества будет продолжена на Форуме регионов России и Беларуси, который состоится этим летом в Витебской области.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН