12 апреля мир отмечает 63-ю годовщину первого полета человека в космос. Сегодня не все об этом помнят, но в советские времена весомый вклад в космическую программу СССР вносили высокотехнологические предприятия и научно-исследовательские учреждения, расположенные в Прибалтике. Сейчас власти стран Балтии с гордостью говорят о своих достижениях в рамках сотрудничества с Европейским космическим агентством. Однако сводятся они почему-то к проектам вроде запуска на зарубежном ракетоносителе крошечного спутника, отправляющего в просторы Вселенной националистические лозунги. Регресс в сфере освоения космоса — очередное свидетельство тотального непрофессионализма прибалтийских властей, ведущих свои страны в никуда.
С тем, что Советский Союз находился «впереди планеты всей» в деле освоения космоса, поспорить сложно. Это было убедительным свидетельством мощи советской науки и промышленности. Ведь космонавтика — квинтэссенция всего самого передового в индустрии и технологиях: от создания ракет и систем связи до питания на орбите и восстановления космонавтов между полетами.
В послевоенные годы советское руководство реализовало программу форсированной индустриализации Прибалтики. В регионе массово создавались заводы и научно-исследовательские учреждения радио- и электротехники, точного приборостроения. Многие из них работали «на два фронта», производя продукцию народного потребления и выполняя «спецзаказы» по линии оборонной промышленности или космонавтики. Так, специалисты из Латвии выполняли часть работ при конструировании и запуске первого искусственного спутника Земли «Спутник-1», первого пилотируемого космического корабля «Восток-1», лунохода и «Бурана».
Центром эстонских космических программ была Тартуская обсерватория, ведущая свою историю еще со времен Российской империи. В Советском Союзе на ее основе был развернут полноценный научно-исследовательский институт. Силами ее коллектива в Эстонии был создан первый в СССР космический телеспектрометр «Микрон» для изучения атмосферных слоев. В дальнейшем его заменили эстонским же телеспектрометром «Фаза», который использовали вплоть до 2000-х годов.
Эстония также в прямом смысле слова кормила советских космонавтов. На Пылтсамааском сельскохозяйственном комбинате придумали упаковывать еду в специальные тюбики. Этой продукцией во время выставки на ВДНХ заинтересовались сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института пищевой промышленности, работавшие над созданием специальных продуктов для космонавтов. В итоге в Пылтсамаа готовили десятки блюд для советских покорителей космического пространства. Причем к вопросу подходили творчески. В меню, например, ввели творожный крем и шоколадную пасту.
В эстонском оздоровительном комплексе «Взморье» космонавты восстанавливали силы после возвращения из полетов.
Работы в интересах советской космонавтики проводил таллиннский завод «Двигатель», на котором трудилось более 10 тысяч человек.
Разрабатывал космическую технику и Вильнюсский НИИ радиоизмерительных приборов. Трудились на этом направлении литовские инженеры, в частности по заказу Института медико-биологических проблем АН СССР. Данное предприятие поставило для нужд советской космонавтики большое количество различных приборов и устройств.
Предприятия Прибалтики также участвовали в создании космических скафандров и оборудования для орбитальных станций, в разработке сверхпрочных материалов, а также изоляции для ракет. И это только то, о чем эксперты могут говорить вслух.
В общем, республики Балтии получили от СССР богатое наследство в сфере освоения космоса. И современные прибалтийские элиты заявляют, что успешно используют его в рамках европейских научно-исследовательских программ. Эстония даже вступила в Европейское космическое агентство, а Латвия с Литвой числятся его «ассоциированными участниками».
Прибалтийские СМИ пестрят заголовками в духе «Латвия достигла больших успехов в космической отрасли». Однако если посмотреть на реальное положение дел, то картина получается не слишком оптимистичная.
Из одной публикации в другую кочуют упоминания о разработке латвийскими специалистами «топливного насоса для лунной орбитальной базы». В 2017 году Индия отправила на своей ракете в космос спутники 21 государства, среди которых был и один латвийский. В том же году некие «активисты» запустили с Цесисского аэродрома аппарат массой 88 граммов на «прототипе космической ракеты», который поднялся на высоту всего в 2 км. Эксперты с иронией назвали это событие «пуском большой китайской петарды». В Риге обещали, что уже через год отправят в космос «настоящую» ракету, но потом эти разговоры сошли на нет.
Для Литвы за всю историю ее «космической программы» два спутника на своих ракетах запустили США и один — Индия. Разработанный Каунасским университетом спутник LitSat-1 должен был полгода подряд транслировать сигнал «Литва любит свободу». Но уже через три месяца он вышел из строя.
Эстонско-финский спутник ESTCube-1 запущен в 2013 году из Французской Гвианы европейцами. Кроме того, исследователи из Эстонии якобы участвовали в работах над созданием радиотелескопа ЕС Gaia, однако в каких именно, конкретики нет.
Большинство промышленных и научных объектов, доставшихся республикам Балтии в наследство от Советского Союза, было ликвидировано в 1990–2000-е годы. Даже гигантский таллинский завод «Двигатель» — одно из самых больших в Эстонии предприятий — закрыли в 2007 году. На Пыльтсамааском сельскохозяйственном комбинате теперь вместо еды для космонавтов выпускают соки и горчицу.
Большая часть специалистов, задействованных ранее на высокотехнологичных производствах, уже давно покинула Прибалтику. Кто-то уехал в Россию, кто-то — в Европу. Производственные мощности давно уже либо стоят в руинах, либо превращены в торгово-офисные центры.
Какой-либо альтернативной стратегии научно-промышленного развития ни у одной из Прибалтийских республик не просматривается. Некоторое время страны Балтии существовали как дотационный придаток к экономике ЕС. Но на фоне нынешних кризисных явлений о них все чаще забывают. Поэтому индустриальное производство, ВВП и внешняя торговля в республиках Балтии продолжают падать.