Объем переводов на Украину из-за рубежа, который еще недавно был одним из основных источников поступления валюты в страну, резко упал. Деньги переводили своим семьям преимущественно работающие за границей так называемые «заробитчане». Однако теперь многие из них забрали родных и уже не планируют возвращаться на родину. Другие же переводят средства с осторожностью из-за жестких мер Национального банка (НБУ) — теперь любой украинец может лишиться перевода, который государство сочтет «подозрительным». Так что на Украине сложилась уникальная для нее ситуация: из страны даже по легальным каналам выводится денег больше, чем поступает в нее из-за рубежа.
Третий год подряд объем денежных переводов, поступающих на Украину из-за рубежа, снижается. И это — очень тревожный признак для официального Киева. Происходящее не только свидетельствует о негативных ожиданиях со стороны украинцев, но и лишает государство одного из ключевых источников валюты.
После того, как в 1990-е годы рухнула большая часть украинской промышленности, на Украине сложилась экономическая система, отчасти похожая на существующие в некоторых африканских странах. Значительная часть населения уехала на заработки за рубеж. Среди наиболее популярных направлений были Польша, Россия, Испания, Португалия и Италия. Часть полученных денег гастарбайтеры отправляли оставшимся на Украине родным. Те, получив переводы, давали возможность существовать местному бизнесу и экономике: покупали продукты, одежду и бытовую технику, приобретали квартиры, пользовались услугами. Значительная часть полученной от гастарбайтеров валюты очень быстро оказывалась за рубежом — например, в уплату за импортные товары.
От условного Сомали украинская модель отличалась лишь тем, что на Украине все-таки сохранились остатки промышленности, а также — достаточно мощный (хоть и находящийся в феодальном состоянии с точки зрения владения и управления) сельскохозяйственный комплекс.
Некоторый вклад в приток валюты также вносили украинские айтишники, получавшие западные зарплаты, но остававшиеся в стране из-за относительной дешевизны (по сравнению с теми же Соединенными Штатами и Канадой) жизни.
Чтобы осознать влияние переводов на экономику государства достаточно констатировать, что в 2021 году жители получили из-за границы 14 миллиардов долларов США. Для сравнения валовой экспорт всей черной металлургии в стране в том же году оказался меньше — 13,96 миллиардов.
Причем, в случае с переводами, речь шла о чистом заработке, а в металлургии прибыль составляет относительно небольшую часть от полученных средств. В целом, ситуация странная — сборщики овощей, сиделки и программисты перевели на Украину в годовом измерении денег больше, чем 15 металлургических комбинатов.
И вот теперь у «курицы, которая годами несла золотые яйца», начались проблемы. Отчет Национального банка Украины свидетельствует о том, что за весь 2023 год жители страны получили переводов на 11,6 миллиардов долларов. Для сравнения, в 2022-ом их общий объем достиг 12,5 миллиардов, а в 2021-ом — 14 миллиардов. Данная статистика учитывает все перечисления физических лиц: через банки, международные платежные системы, почтовые отделения и даже наличными средствами (насколько их движение можно оценить).
Среди ключевых причин, приведших к падению объема переводов, эксперты украинских СМИ чаще всего выделяют две. Первая — это то, что трудовые мигранты, которые находились за границей до начала Спецоперации ВС РФ, теперь постепенно забирают к себе членов семьи и родственников. Соответственно, деньги им больше отправлять не нужно. Большинство из них, скорее всего, на Украину уже никогда не вернутся.
Так, польская Rzeczpospolita публикует результаты опроса, согласно которому 50% находящихся в Польше украинок говорят, что жить в своей родной стране больше не собираются (еще часть просто не хотят в этом открыто признаваться).
Вторая причина падения объема переводов — это то, что более пассивным стал украинский IT-сектор. Скорее всего, значительная часть программистов и веб-дизайнеров, имея стабильные связи и источники дохода за рубежом, выехали из страны, и вряд ли когда-либо в нее вернутся.
Еще один фактор, о котором не решаются говорить украинские СМИ, но который сразу приходит на ум — это активные попытки украинского государства залезть в карман к своим гражданам. Так, в частности, НБУ в прошлом году обязал финансовые организации отчитываться обо всех перечислениях физлиц, а налоговики потребовали даже информацию об электронных кошельках украинцев. Государство пытается трактовать любое зачисление на карту как «доход», чтобы, как минимум, обложить его налогом, а, как максимум, изъять. Отправлять в такую страну любую лишнюю копейку не самый выгодный шаг.
Объем выводимых из страны средств ощутимо превысил общую сумму «заходящих» в нее переводов. Выехавшие украинцы тратят ежедневно за границей в среднем 35 млн долларов. По данным зампреда Нацбанка Сергея Николайчука, постоянный отток из Украины средств населения в категории «путешествия» составил за 2022 год 20 млрд долларов, а за 2023 год —18 млрд. Немного меньше выводить украинцы в 2023-ем стали, видимо, с учетом перехода на местные платежные системы.
Однако главное заключается в том, что сложилась уникальная ситуация — из Украины через карты «утекает» больше, чем переводится «заробитчанами».
Нацбанк страны вводит разнообразные ограничения, но пока что они не дали ощутимого результата.
«Думаю, что в 2024 году на Украину может поступить только порядка 10,5-10,8 млрд долларов, в зависимости от показателей и составляющих, которые продолжит оценивать Нацбанк» — цитирует телеграм-канал «Политика страны» украинского финансового аналитика Андрея Шевчишина.
Нужно сказать, что это еще достаточно оптимистичный для украинского государства прогноз. Падение объемов переводов наблюдается в стратегических масштабах. Украина теряет на глазах и, скорее всего, уже не вернет себе один из ключевых источников «свободной» валюты в экономику государства. Но еще важнее то, что она теряет людей, которые перестают эту валюту отправлять, разрывая связи со своей уже бывшей страной. Украина теряет будущее.