Громкая новость начала года о том, что страны Прибалтики стали рекордсменами по поставкам пива в Россию, на поверку оказывается «раздутой». Латвия и Литва традиционно для них выступают в роли транзитных стран и поставляют в Россию чужое пиво, а не свое. С прибалтийским пивом хорошо знакомы разве что жители приграничных областей российского северо-запада.
Например, в Калининградской области жители знакомы с литовским и латышским пивом не понаслышке. В местных супермаркетах когда-то его было хоть отбавляй. Присутствует на магазинных полках пенный напиток от соседей-прибалтов и сегодня, хотя уже далеко не в том многообразии, как раньше.
Наиболее известная калининградцам марка литовского пива — Svyturys. Что неудивительно: работающий с 1784 года бренд до сих пор является главным генератором пивных трендов в этой республике. Популярность «Швитуриса» у российского потребителя, по мнению некоторых, может объясняться, как говорится в одном из рекламных проспектов, «ярко выраженным хмельным букетом». Хотя, думается, это такой же набивший оскомину стереотип, как и сказка о рецепте данного спиртного, который якобы хранится за семью печатями.
Если пройтись по пивным отделам местных магазинов сейчас, то можно обнаружить, что сплошь и рядом Svyturys потеснило другое пиво made in Lithuania (или pagaminta Lietuvoje). Как минимум один сорт из десяти в линейке Kalnapilis в продаже обычно имеется. По мнению знатоков, наиболее интересными можно считать Kalnapilis Grand (светлый лагер) крепостью 5,4 оборота, Kalnapilis LKL (светлое, 5 оборотов) и Kalnapilis Kaštonu (эль крепостью 4,8).
Еще один довольно часто встречающийся (или встречавшийся) в Калининграде образчик продукции литовских пивоваров – Gubernija, особенно ценимый любителями сладенького. Другие марки из недавнего изобилия Tauras, Rinkuskiai, Vilniaus alus, Mazeikių, Lokio alus, Birzu Alus, Ragutis.
Достаточно широко всегда было представлено и пиво из Латвии. Там особенно гордятся маркой Cesu, производимой на территории Цесисского замка аж с 1590 года. Правда, исторические здание пивоварни, владельцем которой к тому моменту стал граф Эммануэль Сиверс, были построены в 1878 году, когда Лифляндия пребывала в составе Российской империи. А при советской власти национализированное предприятие было модернизировано и существенно нарастило производство своего востребованного товара.
Любители пенного напитка помнят другие его латвийские разновидности вроде Aldara Tumsais, Aldaris Porteris, Aldaris Zelta Gold, Bauska Tumsais Alus с Kimmel Rigas Originalais или Uzava Dark и Uzava Light. И, уж конечно, светлое пастеризованное фильтрованное Lacplesis Dzintara (крепостью 4,8) и Lesis Gaisais (5 оборотов). Хотя не все, наверное, знают, что изготавливали это «богатырское» (Лачплесис — герой национального эпоса вроде нашего Ильи Муромца) пиво… опять-таки на одном из литовских заводов.
Как ни странно, в нынешние лихие времена, когда коллективный Запад по малейшему поводу, а то и вовсе без повода одну за другой накладывает санкции на Россию, экспорт прибалтийского пива в нашу страну не только не прекратился, а, наоборот, увеличился!
Правда, традиционно крупнейшего поставщика в лице Германии, на которую в 2022-м и 2023 годах пришлось больше трети всего российского пивного импорта (за год объемы поставок выросли на 32 процента — до 96 миллионов долларов), прибалтам потеснить не удалось. Зато они спихнули с пьедестала Бельгию, до этого занимавшую второе место в соответствующем рейтинге. Теперь на этом месте Литва, в 2023-м обеспечившая РФ свыше 15 процентов всех поставок — в общей сложности на 36,5 миллиона долларов.
По сравнению с 2022 годом литовский экспорт увеличился сразу в 1,9 раза. Латвия замкнула тройку «пивных призеров»: на ее долю приходится примерно столько же, сколько у Литвы, зато динамику с литовской не сравнить: поставки удалось нарастить почти в четыре раза — до 34,4 миллиона в американской валюте!
Если вышеприведенная информация верна (а сомневаться в ее достоверности нет оснований), то налицо явный парадокс: при резко возросших поставках прибалтийского пива в Россию того же «Швитуриса» или «Цесу» в наших торговых точках кот наплакал.
На деле все объясняется предельно просто.
«При оценке соотношения экспорта и реэкспорта литовского происхождения в этой категории (поставок пива — прим. RuBaltic.Ru) за десять месяцев прошлого года реэкспорт алкогольных и безалкогольных напитков в Россию составлял 96 процентов от общего экспорта вышеупомянутых напитков в Россию», — сообщил литовскому порталу Delfi.lt экономист латвийского Citadele banka Александр Изгородин.
То есть пиво производства нелитовских и нелатвийских фирм ввозится на литовские или латвийские склады, некоторое время остается там, а затем отправляется на экспорт в Россию. В данной ситуации маленькие, но гордые Прибалтийские республики используются ушедшими из РФ и быстро пожалевшими об этом западными пивными королями то ли в качестве «прачечных», то ли как прокладки.
«В этом сегменте полностью доминирует не продукция производителей литовского происхождения, а реэкспорт, продукция производителей других стран», — подтверждает Изгородин.
Сравнивая ситуацию с 2022 годом, он констатирует, что в 2023-м реэкспорт алкогольных и безалкогольных напитков в Россию вырос на 57 процентов, в то время как экспорт аналогичной продукции литовского происхождения, наоборот, сократился вдвое.
А это значит, что всю выгоду от торговли с РФ получают не литовские или латвийские производители, а тамошние спекулянты-перекупщики.