У Латвии, Литвы и Эстонии по итогам одиннадцати месяцев 2023 года рухнули все основные внешнеторговые показатели. Это очень плохо вяжется с теми картинами счастливого будущего, которые рисовали жителям Прибалтики их руководители. Прибалтийские политики преуспели в антироссийской риторике и поддержке украинских нацистов, но вверенные им национальные экономики буквально погибают.
В Латвии, Литве и Эстонии в январе-ноябре 2023 года обвалились показатели импорта и экспорта. Об этом свидетельствуют данные Eurostat. В Латвии экспорт в годовом измерении упал на 9%, а импорт — на 10%. В Литве снижение данных показателей составило 10 и 14%, а в Эстонии, соответственно, — по 15%.
Впечатляет и уровень дефицита внешнеторгового баланса. В Латвии он достигает 3,9 миллиарда евро, в Литве — 4,9 миллиарда, в Эстонии — 2,7 миллиарда.
Не хочется говорить банальности, но динамика прибалтийской внешней торговли — это результат целеустремленной многолетней работы ее политических элит по разрыву связей с Россией и Республикой Беларусь.
Проблема комплексная, и света в конце тоннеля не видно.
Так, показатели экспорта напрямую связаны с индустрией. За все те же одиннадцать месяцев промышленное производство в Латвии упало на 5,1%. Данные латвийского Центрального управления статистики. Падение в обрабатывающей промышленности достигло 5,2%, в энергоснабжении —1,1%, в добывающей промышленности и разработке карьеров — 20%.
Если говорить конкретно о ноябре, то выпуск промпродукции по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года сократился на 3,4%.
Причем, в отдельных отраслях уровень падения — просто сногсшибательный.
Например, в мебельном производстве и полиграфии он перешагнул двадцатипроцентный барьер. Резко снизились также пошив одежды, производство напитков, химической продукции, изделий из неметаллических минералов.
Латвийские эксперты объясняют падение промпроизводства снижением спроса в странах Евросоюза, на которые приходится сейчас около 70% экспорта республики. Замещать западное направление экспорта восточным по понятным политическим причинам затруднительно.
Похожая ситуация в Литве. Сводных данных от официального Вильнюса за прошлый год пока нет, но те, что зафиксированы в январе—октябре 2023 года, красноречивы.
Общий объем промышленного производства в Литве за обозначенный период снизился на 5,5%.
Об этом сообщает Государственное агентство данных республики. Только с сентября по октябрь производство упал на 0,9%.
За один осенний месяц производство рафинированных нефтепродуктов в Литве сократилось на 13,8% (при исключении сезонного фактора), основных металлов — на 13,2%, компьютерной, электронной и оптической продукции — на 9,5%, электрического оборудования — на 8,2%, текстильных изделий — на 7,4%, химикатов и химической продукции — на 4,3%.
По данным Департамента статистики Эстонии, промышленные предприятия республики произвели в ноябре 2023 года продукции в постоянных ценах на 5,8% меньше, чем в этом же месяце годом ранее.
«Объем производства снизился во всех трех ключевых отраслях: в энергетике на 10,8%, в обрабатывающей промышленности на 5,4%, в горнодобывающей промышленности на 2,4%», — пишет эстонский портал ERR.
За сухими цифрами стоят исковерканные судьбы.
Например, работа завода фосфорных и азотных удобрений Lifosa, на котором трудились почти тысяча граждан Литвы, была ограничена из-за санкций против владельцев, связанных с Россией. Не помогли даже акции протеста сотрудников, пытавшихся объяснить властям республики, что Европа лишает их семьи куска хлеба.
Впрочем, у части местных производителей (в первую очередь, у «евроориентированных») — совсем другая проблема.
Их продукция буквально забивает склады. «Старые» европейцы не спешат покупать товары у своих младших товарищей.
Им просто не до того.
В частности, в минус ушла экономика механического сердца Европы — Германии. Предварительно она сократилась на 0,3%. Официальному Берлину нужно думать, как спасать себя, а не рижский или таллинский режимы.
На этом фоне падение экспорта и промышленного производства превращается в замкнутый круг, а вернее даже — в нисходящую спираль, перспективы «соскока» с которой в ближайшие годы не видно.
С учетом масштабов экономической катастрофы политическим лидерам прибалтийских республик самое время экстренно созывать кризисные штабы и проводить мозговые штурмы. Ведь интегральная производная от снижения экономических показателей — критическое падение уровня и качества жизни населения.
Но чем заняты эти самые политические элиты в последние недели на практике?
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня вместо промышленников и экспортеров встречалась с президентом Украины Владимиром Зеленским. Она пообещала ему, что Киев и в дальнейшем может рассчитывать на помощь Латвии.
Более того, Силиния гарантировала новый пакет военной помощи для ВСУ.
Еще Силиния в последние дни рассуждала о неких «вызовах», возникающих в связи с географической близостью России и Беларуси. А также о процедуре назначения главы налоговой инспекции и стоимости паспортов.
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните на днях решительно заявила, что Евросоюз обязан помочь… литовцам?! А вот и не угадали! Украинцам! Кроме того, она рассуждала в последнее время о целесообразности унификации ограничений для россиян и белорусов, а также о финансировании обороны.
Глава правительства Эстонии Кая Каллас пообещала следующие четыре года вкладывать в оборону Украины по 0,25% эстонского ВВП. Ну и, конечно, пугала собственное население российской угрозой «через три—пять лет».
Ни одна из глав прибалтийских кабинетов министров за последние недели не сделала ни одного мало-мальски значимого заявления, посвященного внешнеторговой или промышленной проблематике.
Эта тема слишком неудобна сразу по нескольким причинам. Придется комментировать уровень своего «профессионализма», раскрывать истинную цену партнерства с Западом, но, самое главное, — признаваться в основной причине кризиса и говорить, где хранится инструмент, способный его разрешить.
Речь идет о международно-экономической кооперации с Россией и Беларусью.
Восстановление торговли, транзита и двухсторонних промышленных проектов с РФ может в сжатые сроки решить все основные проблемы прибалтийских республик.
Но коллективный Запад ставил своих гаулейтеров в Вильнюсе, Риге и Таллине не для того.