Казалось бы, прошлый год стал настоящим кошмаром для транспортной отрасли республик Прибалтики, но этот оказался еще хуже. Из-за антироссийских санкций грузооборот местных железных дорог и портов продолжает падать. «Проект века» Rail Baltica в очередной раз стал заметно дороже, а его введение в строй перенесено на все более отдаленный срок. При этом власти Литвы, Латвии и Эстонии нисколько не волнуют катастрофические последствия проводимой ими политики — для них проще переложить все издержки на плечи населения.
Транспортная отрасль республик Прибалтики переживает жестокий кризис. Итоги полного 2023 года будут оглашены позже, но даже без декабрьской статистики общие тенденции уже понятны. И они совсем не радужные.
Министерство транспорта Латвии сообщило, что в течение 11 месяцев текущего года объем всех наземных транзитных перевозок упал на 59,7%. Грузооборот на железной дороге за январь-ноябрь сократился на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года: на международных линиях — на 30%, а внутренних — на 4,5%, а транзит грузов через порты упал на 27,2%.
Латвийская железная дорога находится на грани банкротства. Она вынуждена проводить массовые сокращения персонала и распродавать имущество, в частности — вагоны и локомотивы.
И это логично. Ведь, по оценкам экспертов, раньше она была примерно на 85% загружена товарами из России и Беларуси: удобрениями, лесом, углеводородами, продукцией химпрома. После того как официальная Рига заблокировала данные перевозки, железная дорога превратилась в дотационное предприятие с неясными перспективами.
Что же касается обобщенных показателей латвийских портов, то сегодня объемы перевалки в них на 35% ниже средних цифр за прошлое десятилетие и вдвое меньше оборотов 2014-го. Статистика убедительно свидетельствует о том, что в данной сфере официальная Рига явно «повернула не туда».
Ситуация в Литве выглядит ненамного лучше.
По информации Государственного агентства данных (ГАД), только в третьем квартале 2023 года в республику и из нее железнодорожным транспортом было перевезено на 23,3% меньше грузов, чем в аналогичный период 2022-го.
Что касается единственного порта страны в Клайпеде, то, согласно прогнозам его генерального директора Альгиса Латакаса, обработка грузов в нем по итогам текущего года сократится примерно на 10%, до 33 млн тонн. При этом он сообщил, что на будущий год ожидается дальнейший спад. В первую очередь это обусловлено антибелорусскими санкциями, что подтверждает все тот же ГАД.
«В результате введенных ограничений объемы грузов, ввезенных и вывезенных из Беларуси железнодорожным транспортом, снизились на 56,5%», — отмечается в релизе.
Отчасти спасает ситуацию только автомобильный транспорт, который показал положительную динамику в 16,8%.
Эстонскую железную дорогу вообще можно смело консервировать.
По данным Департамента статистики, в третьем квартале 2023 года грузовые железнодорожные перевозки в Эстонии сократились до двух млн тонн. Это почти в два раза меньше, чем за аналогичный период 2022-го (3,8 млн тонн) и в 2,5 раза меньше, чем в 2021-м (5,1 млн тонн). Но сильнее всего падение заметно именно в транзите — с двух млн тонн до 0,36.
«Больше всего сократились перевозки продукции химической промышленности, в том числе удобрений», — заявила аналитик Департамента статистики Ану Айнсаар.
Если же говорить о последних пятнадцати годах, то загруженность железных дорог Эстонии уменьшилась в 7,5 раза.
При этом в комментариях местных экспертов появились новые нотки. По их словам, торговля между Востоком и Западом через несколько лет может найти какую-то новую форму. Однако для этого необходима политическая воля, которой сегодня у эстонских властей категорически не наблюдается.
За девять месяцев текущего года через порты Эстонии было перевалено 17,8 млн тонн грузов, что меньше прошлогодних показателей почти в два раза (33,2 млн тонн).
Однако политические элиты Прибалтийских республик, по всей видимости, не делают из происходящего никаких выводов. Об этом, в частности, свидетельствует их «пограничные» инициативы.
Латвия в октябре закрыла два контрольно-пропускных пункта на границе с Россией, а Литва в августе — два из шести на границе с Беларусью. В ноябре официальный Вильнюс заявил о том, что изучает экономическую целесообразность закрытия остальных КПП.
Причем литовские политики даже не договорились между собой, как объяснять данную инициативу. Одни говорили об обеспечении безопасности государства, другие — о борьбе с контрабандой. Опускаются местные чиновники и до откровенно мелочных поступков: в конце ноября Литва почти в три раза снизила пропуск грузовиков из Калининградской области.
«С 25 ноября литовская сторона существенно снизила пропускную способность пункта пропуска Кибартай на границе с Россией. Действия Литвы повлекли за собой скопление выезжающего из РФ транспорта у пункта пропуска Чернышевское и, как следствие, значительное отставание времени проезда к пункту пропуска от изначально забронированного в электронной очереди», — прокомментировал происходящее Минтранс России.
По данным ведомства, количество оформляемых автомобилей сократилось со 168 до 60 в сутки.
Перспективу хоть какого-то улучшения отношений с Прибалтийскими республиками обнаружить сложно. В своих попытках выслужиться перед коллективным Западом они стреляют себе в ноги и оплачивают потери из кармана собственных граждан.
Причем все глобальные проекты, которыми местные элиты обещали заменить сотрудничество с Россией, оказываются миражами.
Так, стоимость прокладки пресловутой Rail Baltica, призванной соединить Прибалтику с Европой, в очередной раз выросла. Если изначально речь шла о 3,68 миллиарда евро, то сейчас разговоры ведутся о более чем 8 миллиардах. О том, что некогда железную дорогу обещали сдать в эксплуатацию к началу 2020-х, уже никто и не вспоминает. Даже перенос завершения строительства на 2030 год экспертам теперь видится фантастикой.
На самом деле, решить все основные проблемы стран Прибалтики можно достаточно легко — восстановив конструктивные отношения с Россией. Сейчас Литва, Латвия и Эстония в самоубийственном порыве делают все возможное и невозможное для того, чтобы нарушить торговые отношения РФ с Европой.
Если Прибалтийские республики откажутся от этой политики и, напротив, встроятся в экономические проекты между Востоком и Западом, это создаст колоссальный потенциал для роста. Но для этого должна произойти смена выпестованных Вашингтоном и Брюсселем местных политических элит.