На фоне промедления с предоставлением западного финансирования официальный Киев начал готовить украинцев к тому, что им придется в очередной раз затянуть пояса. И это мягко говоря. По самым скромным оценкам, бюджетный дефицит на Украине в следующем году должен составить свыше 40 млрд долларов. Покроют ли эти издержки США с Евросоюзом, сейчас не ответит никто. Зато однозначно можно сказать, что имеющийся у киевского режима «план Б» точно не коснется Владимира Зеленского и его соратников.
Министр финансов Украины Сергей Марченко обратился к украинцам с откровенно издевательским требованием — «снизить потребление».
«Скажу как министр финансов, что военные рельсы — это не только о военной индустрии, это и о понимании общества, что у нас война. К сожалению, пока мы живем в достаточно специфической реальности, когда у нас все хорошо, есть стабильность макроэкономическая, курсовая. Но эта реальность потребует коррекции, если мы хотим перейти на военные рельсы. Это ограничение общественного потребления. Нам нужно снизить его в несколько раз, потому что мы потребляем в основном импортные товары и услуги, это определяет наш экономический потенциал», — сказал он.
При этом он обвинил украинцев в том, что они покупают дорогие телефоны и автомобили. Заявление по меньшей мере странное.
Согласно данным Государственного комитета статистики Украины, «грязная» средняя зарплата в стране составляет около 446 долларов США («чистая», соответственно, порядка 350). Но многие работники уже давно сидят на «минималке», составляющей менее 180 долларов в месяц. С пенсиями все гораздо печальнее. Минимальная — 53 доллара, средняя (с учетом высоких пенсий генералов и топ-чиновников) — около 140. При том, что, судя по отзывам из соцсетей, только за отопление «двушки» советской планировки в месяц нужно выложить более 100 долларов.
На этом фоне возможность среднего украинца купить себе дорогой телефон или тем более люксовый автомобиль выглядит крайне сомнительно. Тем более что даже скромные зарплаты и пенсии выплачиваются за счет кредитов, взятых на Западе.
Сама же экономика Украины выглядит, мягко говоря, плачевно.
Номинальный ВВП — около 160 млрд долларов. В пересчете по паритету покупательной способности — 449 млрд. ВВП ППС на душу населения — порядка 12,6 тысячи. Это меньше, чем у Бутана, Науру и Фиджи и лишь немногим больше, чем у Эсватини или Сальвадора.
ВВП по итогам 2022 года сократился на 35% (по подсчетам ООН), а промышленное производство — почти на 37%. Причем в этом году падение промышленного производства продолжилось, составив в первом полугодии еще 2,9%. Инфляция в стране достигла рекордного уровня в 26,6%.
Заложенный на 2023 год дефицит бюджета в размере 38 млрд долларов по факту достиг почти 55 млрд. К слову, государственные расходы Украины на 58% были профинансированы из-за рубежа. При этом киевский режим решил не останавливаться на «достигнутом» и запланировал на 2024 год бюджетный дефицит уже в размере 41 млрд долларов. Сколько он составит постфактум — даже сложно представить.
Однако ситуация с иностранной помощью теперь сложилась непростая.
Выделение денег Украине со стороны США было недавно заблокировано в Конгрессе республиканцами, увязавшими эту статью расходов с противодействием миграционному кризису на границе с Мексикой. Американские сенаторы уже объявили, что обсуждение украинского вопроса перенесено на следующий год. Спикер Госдепа США Мэттью Миллер после этого издевательски пошутил, сказав, что у Белого дома нет «волшебного горшочка», откуда можно было черпать помощь Украине в отсутствие решения Конгресса о дополнительном финансировании.
Европейский транш киевскому режиму ветировала Венгрия, и сейчас брюссельские чиновники не могут определиться, когда продолжатся переговоры по данному вопросу — в январе или марте 2024-го. При этом глава МВФ Кристалина Георгиева заявила в интервью Financial Times, что у Украины с учетом кредитов от международных финансовых структур осталось денег на существование всего на пару месяцев.
Советник Зеленского Олег Устенко уже сказал, что если Запад не предоставит Украине деньги в начале января, их придется искать «по плану Б» на внутреннем рынке. Вот только у кого, учитывая катастрофическое состояние национальной экономики?
Несмотря на все это, на Украине наблюдаются странные, даже сюрреалистичные признаки богатства. Например, речь идет о всплеске интереса к дорогим машинам.
«Если раньше премиальные бренды редко попадали в топ-10 самых продаваемых автомобилей, то в последние несколько месяцев они существенно продвинулись в рейтинге. К примеру, BMW занимает четвертое место, Mercedes — седьмое. В топ-10 попал даже Lexus. Да и по остальным дорогим авто продажи растут. К примеру, у Audi, Land Rover, Porshe они практически удвоились», — весной текущего года заявлял глава AutoConsulting Олег Омельницкий.
В апреле 2023-го спрос на элитные машины в годовом измерении вырос в шесть раз. По данным ассоциации «Укравтопром», по итогам четырех месяцев этого года на Украине было продано почти 1300 новых BMW и около тысячи Mercedes, что обеспечило этим маркам 5 и 7 место в топ-10 самых продаваемых авто и является лучшим результатом за последние 10 лет.
Парадокс объясняется двумя причинами.
Первая — машины покупают в рамках международных схем на перепродажу. Вторая — боевые действия ударили по карману простых украинцев, но не богачей. На это же, кстати, указывают странности туристического рынка. На курортах Львовской области Сходница и Трускавец в этом году хорошо покупают номера в дорогих отелях, а в бюджетных не бронируют вообще. Пилящие бюджет украинские «околоолигархи» из Зе-команды чувствуют себя прекрасно. А вот средний класс в стране понемногу просто перестает существовать.
И теперь давайте попробуем догадаться, кому министр финансов Украины предлагает сократить потребление — своей узкой «тусовке» или выживающим на «минималку» бюджетникам, рабочим и наемным сельхозработникам? Ответ, к сожалению, очевиден. Из него проистекает второй очевидный вопрос. Зачем украинцы все это терпят?