Через территорию Латвии в страны Евросоюза за 11 месяцев 2023 года было ввезено почти 400 тысяч тонн российского зерна. Более того, РФ снова вошла в пятерку крупнейших поставщиков зерновых в ЕС. Эта ситуация вызвала настоящую истерику в Вильнюсе, который шокирован сотрудничеством с «агрессором». Это неудивительно, ведь введенные против России «транспортные» санкции ударили в первую очередь по самой Литве.
Через латвийские пограничные пункты за 11 месяцев нынешнего года в Европейский союз ввезено свыше 382 тысяч тонн продовольственного зерна из России, в том числе в ноябре 62 тысячи тонн. Об этом сообщает директор департамента пограничной охраны продовольственно-ветеринарной службы Латвии Ивета Шице-Треде.
«Сейчас нормативные акты ни ЕС, ни Латвии не ограничивают ввоз продовольственных продуктов, в том числе зерна», — подчеркнула чиновница.
Она отметила также, что на границе грузы проходят обычный контроль, и никаких несоответствий обнаружено не было, но призналась, что у нее нет информации о том, сколько зерна проследовало в другие страны ЕС, а сколько осталось на территории самой республики.
При этом поставки российского продовольствия в Латвию — это факт, не подлежащий сомнению.
По информации местных СМИ, продукты из РФ заказывает 81 латвийское предприятие, и среди них не только те, которые оказывают услуги в сфере логистики другим странам Евросоюза. В перечне присутствует ряд компаний, занимающихся производством продуктов питания и напитков и имеющих оборот в десятки миллионов евро. Есть в списках и фирмы из сферы розничной торговли.
Обнародование этой информации вызвало обострение неадекватного поведения у латвийских национал-радикалов. Так, националист Гатис Аузинс и его единомышленники решили заняться выслеживанием железнодорожных составов с российским зерном. «Патриоты» дежурят 24 часа в сутки на Крустпилсском вокзале и насчитали уже сотни «подозрительных» вагонов.
Как «активисты» вычисляют происхождение груза, непонятно. Тем не менее борцы с русским хлебом утверждают, что благодаря приему Латвией зерна из РФ Москва получила уже свыше двух миллиардов долларов, а значит, республика фактически участвует в специальной военной операции на стороне России. Откуда взялись эти цифры, радикалы не объясняют.
Впрочем, у Аузинса и его друзей-«счетоводов» обнаружились единомышленники в лице властей и предпринимателей Литвы.
Министр сельского хозяйства республики Кястутис Навицкас заявил, что латвийскому правительству следовало бы принять меры против российского импорта. А глава Литовской ассоциации производителей зерна Аушрис Мацияускас призвал ввести более строгий контроль на границе с северной соседкой, чтобы предотвратить попадание зерновых из России в Литву. Он рассказал, что подобные закупки европейскими странами его «шокируют».
«Ясно, что ни нам, ни правительству Латвии не нравится, что это происходит, однако вопрос в том, почему правительство Латвии не реагирует», — возмущенно прокомментировал происходящее глава литовского Минсельхоза.
Эмоциональные речи, звучащие из Вильнюса, имеют простое объяснение: зависть и желание отомстить за результаты своих же неразумных действий.
В августе текущего года генеральный директор грузовой компании Klasco Виталиюс Муштукас заявил о том, что Клайпедский порт из-за санкций и других ограничений как минимум на десять лет потерял торговых партнеров с востока.
«Надеяться на то, что на восточном направлении мы сможем вернуть утраченный грузопоток [из России и Беларуси], не приходится. Не станем зарекаться, что это навсегда, но в ближайшее десятилетие не стоит рассчитывать на его восстановление», — уверен он.
Перевалка грузов в единственной морской гавани республики только в 2022 году снизилась на 21%, а за первые шесть месяцев этого года — еще на 10%.
Впрочем, проблемы транспортной отрасли Литвы не ограничиваются одним только портом Клайпеды.
В первом квартале 2023 года грузоперевозки всеми видами транспорта в стране составили 36,8 миллиона тонн и по сравнению с тем же периодом 2022-го снизились на 3,8%. Железная дорога потеряла 36,7%, морской транспорт — 27,4%, внутренний водный транспорт — 3,2%. Рост наблюдался только в сфере перевозок грузовыми автомобилями.
Впрочем, дальше ситуация не стала лучше. Например, во втором квартале 2023 года железнодорожным транспортом в Литве перевезено 1,3 миллиона тонн груза, что на 26,5% меньше, чем за тот же период 2022-го. Дальнейший отказ от транзита российских и белорусских товаров приведет к окончательной деградации железнодорожной и портовой инфраструктур стран Прибалтики, ведь заместить их попросту нечем.
Напомним, что за последние годы официальный Вильнюс умудрился испортить отношения не только с Россией и Беларусью, но даже с Китаем.
Теперь литовские налогоплательщики из собственного кармана оплачивают желание своих властей красиво выглядеть в глазах западных «партнеров». Сегодня руководство республики в тех же целях пытается использовать информационную войну против российского зерна и других продуктов питания. Впрочем, это совершенно глупо, так как Европа от них отказываться не намерена.
На днях стало известно, что РФ впервые с марта 2022 года вернулась в топ-5 крупнейших экспортеров зерна в ЕС. В сентябре страны Европы резко нарастили импорт российских зерновых — на 22% за месяц. В годовом выражении эти показатели выросли в 10 раз. Сейчас Россия находится на четвертом месте среди ведущих поставщиков зерновых в Евросоюз, несмотря на все политические проблемы.
Однако если в Литве возмущаются из-за убытков, то в Латвии царит паника по другой причине. Официальную Ригу, по сути, в очередной раз уличили в двойных стандартах в отношении Москвы — заработке на российском транзите на фоне горячих русофобских речей.
Теперь латвийские политики пытаются реабилитироваться, и это выглядит откровенно смешно.
Правительство Латвии поспешно заявило о намерении лоббировать в ЕС запрет на импорт зерновых из РФ и Беларуси. Министр земледелия Арманд Краузе объяснил это «этическими» и «экономическими» причинами.
«В ЕС продовольствия достаточно. Нам голод не грозит! В Латвию из России импортируется около 400 тысяч тонн зерновых, большая часть из которых — это кукуруза. Пшеница в основном идет транзитом. Кукуруза, поступающая в Европу, используется как продукт питания или же как корм для скота», — заявил он.
Как отреагируют на подобные предложения страны, которые недавно резко нарастили импорт российских продуктов, догадаться несложно. В своем отчаянном желании угождать «белым господам» официальная Рига в очередной раз сечет сама себя.