Власти республик Прибалтики очень любят рассуждать на тему того, как их сограждан осчастливили Евросоюз и НАТО, приняв в «большую семью» и создав условия для устойчивого экономического развития. Мол, это вам не «советская оккупация», а возможность управлять своей судьбой, достигая невиданных высот. Вот только объективная статистика и самоощущение обычных эстонцев свидетельствуют об обратном. Возмущенные своей зарплатой эстонские педагоги уже выходят на забастовки, но ресурса для поднятия им жалования в бюджете попросту нет.
На днях в Эстонии состоялась предупредительная забастовка учителей с требованием повышения зарплаты. Пока что педагоги только аккуратно намекнули официальному Таллину, что категорически недовольны своими доходами. Однако пообещали, что если их не услышат, они пойдут на более решительные действия.
Стачка была организована Союзом работников образования и продолжалась с 9 до 10 часов утра 10 ноября в школах и с 8 до 9 утра — в детских садах.
«Если мы говорим, что у нас в приоритете образование, и наше будущее — это наши дети, то, соответственно, для того чтобы притягивать новые кадры и новых учителей-специалистов в школы, необходимы зарплаты», — цитирует директора Ляэнемереской гимназии Дениса Преснецова портал ERR.
Как рассказали журналистам педагоги, их коллективы с каждым годом становятся все меньше и меньше — люди не хотят работать за мизерные зарплаты.
Стачка — своего рода жест отчаяния. Представители учителей пытались вести переговоры с правительством, но это не принесло никакого результата. И даже после объявления о подготовке к забастовке политическая элита Эстонии не захотела услышать педагогов. Более того, в Министерстве образования и науки несколько раз заявили, что стачка является незаконной. Хорошо хоть офис госпримирителя вынужден был признать: протестующие действуют полностью в правовом поле.
Да и симпатии населения на стороне работников образования. Согласно результатам опроса, проведенного по заказу Института общественных исследований, 69% эстонцев выразили поддержку учителям и лишь 20% опрошенных заявили, что осуждают бастующих.
Правда, премьер-министр Кая Каллас солидарности с народом не ощущает. По ее мнению, педагоги «жируют».
«Если посмотреть на цифры, можно отметить, что за последний год зарплаты учителей увеличились на 24%, в то время как в частном секторе средний рост составил 10%. Большинство жителей Эстонии не могут рассчитывать на такой же уровень повышения заработной платы, как у учителей», — заявила она.
Глава правительства сначала в принципе отказалась выделять дополнительное финансирование сфере образования, а затем со злостью посоветовала протестующим агитировать за автомобильный налог (против которого сегодня выступают все слои населения), чтобы у государства появились деньги на повышение зарплат. Правда, чуть позже Каллас поняла, что перегнула палку, и за высказывание о налоге извинилась. Но за остальное — даже не подумала.
В принципе, говоря о том, что денег на учителей у официального Таллина не остается, премьер не кривит душой. Экономическая ситуация в республике не слишком благоприятная. Вот только кто в этом виноват?
В Эстонии за год спад производства составил более 12%. Наибольшие потери зафиксированы в таких сферах, как энергетика и электроника. Об этом свидетельствуют данные Департамента статистики. В энергосекторе падение составило 37,6%, в обрабатывающей промышленности — 10,9%, а в горнодобывающей — 0,3%.
Выпуск продукции в сентябре 2023 года сократился в большинстве отраслей. Наибольший «минус» имел место в производстве электронного оборудования — 30,3%, в деревообработке — 12,4%, производстве изделий из металла — 8,4%, продуктов питания — 3,0% и строительных материалов —19,0%.
Примерно в равной степени рухнули показатели как на внутреннем, так и на внешнем рынке. За календарный месяц промышленное производство упало на 3%.
Прямым следствием этого стало резкое снижение уровня жизни людей.
Департамент статистики сообщает, что выросла доля эстонцев, живущих в состоянии абсолютной бедности.
«В 2022 году в относительной бедности проживало 22,5% и в абсолютной бедности — 3,5% населения Эстонии. По сравнению с 2021 годом доля населения, проживающего в относительной бедности, уменьшилась на 0,3 процентных пункта, при этом доля населения, проживающего в условиях абсолютной бедности, увеличилась на 2,1 процентных пункта», — пишет ERR со ссылкой на статистическое ведомство.
По словам ведущего аналитика Департамента Эпп Реммельг, это говорит о неравномерности доходов в государстве.
«В относительной бедности в прошлом году проживало около 303900 человек, что примерно на 3000 человек больше, чем в 2021 году», — пояснила она.
Причем если раньше подобная динамика в значительной мере зависела от одиноких пенсионеров, то в 2022-м она серьезно выросла из-за семей с детьми.
«В 2022 году в абсолютной бедности проживало около 48000 человек. В 2021 году таких людей было 18000, то есть их количество увеличилось в два с половиной раза», — рассказала Реммельг.
В значительной мере эти показатели растут за счет молодежи. В частности, в возрасте 18–24 лет каждый десятый эстонец относится к данной категории. 6,2% населения Эстонии находится в депривации — состоянии, когда человек не может позволить себе многие из базовых общественных благ. В основном это касается пенсионеров.
На этом фоне слова Каллас о том, что Эстония — это хороший пример того, как благодаря членству в ЕС выросло благосостояние страны и ее жителей, звучат как изощренное и циничное издевательство.
Видимо, по ее мнению, скачок абсолютной бедности, падение производства и забастовки учителей — это и есть «европейское благосостояние». Хотя, с другой стороны, на что жаловаться? Ведь Эстония — настолько богатая страна, что может позволить себе выбрасывать сотни миллионов евро на военные поставки Украине. Или устраивать русофобские политические эксперименты, приведшие к экономическому кризису. Учителя потерпят…