Очередной приступ жадности латвийских политиков, которые позарились на «Дом Москвы», уже вызывает не смех, а горькие мысли. История повторяется в виде фарса: не сумев переварить нечаянно свалившееся на них наследие Всесоюзного курорта, закрыв год назад «вражеские» «Янтарный берег» и «Белоруссию», власти Латвии продолжают раздирать дыры в собственных карманах. А теперь это еще и сопряжено с юридическими рисками.
Увы, даже самые национально озабоченные хроникеры сейчас вспоминают времена Всесоюзного курорта в Латвии как расцвет. Росла как на дрожжах не только Юрмала: появились санатории и базы отдыха в провинциальных Цирулишах, Лигатне, Разне, Межэзерсе, Эзерземе. Краевед из Кемери вспоминает, что крупнейший санаторий «Латвия» за 10 лет обзавелся 11 корпусами на 1200 коек в смену и 140 тысяч пациентов в год.
На момент развала СССР в Юрмале работало два десятка санаториев, а также множество профилакториев и домов отдыха, в которых предоставлялось лечение пациентов как по путевкам, так и амбулаторно. Согласно концепции развития курорта на 2009–2018 годы, пертурбации перестройки и неокапитализма пережили только три санатория, где врачебные кадры сохранили преемственность.
Приватизированный «Яункемери» великого доктора Михаила Малкиеля с 360 местами держался на личности своего главврача без всяких госзаказов. «Белоруссия» принадлежит Администрации президента Беларуси и располагает 255 местами. «Янтарный берег» на 200 мест был еще в июле 1991 года зарегистрирован как собственность Российской Федерации и находится в ведении оздоровительного центра «Бор» Администрации президента РФ.
Именно эта тройка была насосом для перекачивания денег в Юрмалу: Яункемери в 2007 заработал 3,3 млн евро (34%), «Белоруссия» — 3 млн (32%), «Янтарный берег» — 2 млн (21%). В совокупности это составляло 87% курортно-реабилитационных доходов города.
В распоряжении официальной Риги остался новейший санаторий «Старт» (ныне «Вайвари»), построенный силами советской атомной отрасли — Министерства среднего машиностроения СССР. На сегодняшний день он является крупнейшим реабилитационным центром Европы. Его развитие обеспечивало государство, финансировавшее реабилитацию больных после перенесенных тяжелых заболеваний. Щедроты Латвийской Республики позволяли таким образом возвращать работоспособность 5% вылеченных пациентов.
В конце первого десятилетия XXI века услуги грязелечения оказывали также курортные гостиницы Alve, Amber Spa, Baltic Beach Hotel, Daina, Dzintari, Pegasa pils. Четыре из шести перечисленных также представляют собой союзное наследие, затем к ним присоединилась тоже бывшая советская гостиница «Юрмала» в Майори, купленная эстонцами.
Из имевшихся восьми гостиниц 1346 мест приходилось на построенные «оккупантами», 152 — на «новые латвийские».
Любимое детище улманисовских времен — созданную выпускником императорского Рижского политехнического института Эйженом Лаубе курортную гостиницу «Кемери» с водо- и грязелечебницей — постигла особенно горькая судьба: почти 30 лет при попустительстве властей ее мучили «мутные» приватизаторы, пока наконец не забрезжила перспектива открыть пятизвездочный отель.
Как на беду, перспектива была связана с последним владельцем «Кемери» с неудобным именем Александр Гусаков, которому Дума Юрмалы пристроила долгонедострой в 2014 году. Его фирма Heliopark Hotels&Resorts через «дочку» Park Hotel Kemeri планировала вложить в обновление здания с 123 номерами и курортной поликлиникой 30 млн евро и перед самым коронавирусом чуть не открыла комплекс. Теперь, видимо, и не откроет. Хорошо, что самоуправление за брюссельские 14,5 млн евро отреставрировало парк и водонапорную башню.
Итак, в упомянутой концепции Юрмальская дума пришла к неожиданному выводу: именно санатории работают круглогодично, скрашивая сезонность бизнеса и жизни в городе, а продолжительность отдыха (8,4 дня) намного превышает показатели других туристических объектов.
То есть советские лидеры были не дураки, развивая курорты…
В тяжелые годы после мирового финансового кризиса Россия и Беларусь были экспортными странами, которые дали Юрмале прирост туристов, тогда как западная Европа и Скандинавия «затянули пояса» вдвое.
Их совокупная доля в туристическом потоке составила в 2016 году 8,5%, тогда как России — 20,7%, Беларуси — 12,5%. Количество российских отдыхающих до 2014 года выросло почти в пять раз! Кроме того, белорусские путешественники посещали взморье круглогодично, в отличие от любителей короткого прибалтийского лета из Финляндии и Израиля.
После этого латвийские власти начали бодро пилить сук, на котором держалось благосостояние республики: ведь туризм приносил стране 9% ВВП, в отрасли были заняты 79 тысяч человек, или 11% работающих.
Примечательно, что работа санаториев «Белоруссия» и «Янтарный берег» была остановлена фактически на основе «телефонного» права. Его озвучил экс-министр юстиции от Новой консервативной партии Янис Борданс. Мол, здравницы «контролируют» санкционированные Евросоюзом лидеры Александр Лукашенко и Владимир Путин, а значит, «их активы» подлежат заморозке.
Таким образом малограмотный министр поставил знак равенства между современными руководителями и самодержцем Николаем II, который, как известно, в листе переписи населения 1897 года в графе «занятие» написал «хозяин Земли Русской».
Европейское право, однако, вряд ли позволит Латвии реализовать идеи Борданса.
Во-первых, собственность любого государства не есть собственность его избранных менеджеров. Бориса Джонсона недавно даже наказали за то, что попутал берега.
Во-вторых, еврочиновники старательно разъясняют в своих документах понятие «контроль», во всех пунктах связывая его с собственностью: акциями, голосами на акционерных собраниях и другой скукотой. Понятно, что ни Лукашенко, ни Путин акционерами маленьких в масштабах их стран юрмальских здравниц не являются и по закону являться не могут.
С «Домом Москвы» вообще трудно. Он принадлежит Департаменту имущества правительства Москвы, а не президенту России. Поэтому национализировать его можно только в судебном порядке.
В сухом остатке страшной мести Лукашенко, Путину и Москве — потерянные бюджетом Латвии деньги: в 2021 году «Белоруссия» заплатила налогов на 895 тысяч евро, «Янтарный берег» — на 573 тысячи, «Дом Москвы» скромно внес 46740 евро.
Возмещение убытков за противозаконные действия властелинов Латвии, вероятно, тоже пойдет из бюджета. Жаль, что инициатор «захвата» Борданс уже не при делах, и обратить взыскание на его личное имущество не придется.