×
Экономика Экономика

Залатать «тришкин кафтан»: ради чего Майя Санду мотается по миру с протянутой рукой

Источник изображения: gallery.socialnews.xyz

С приходом к власти Майи Санду и партии PAS Молдова прочно села на «кредитную иглу» Запада, а внешний государственный долг республики за два года увеличился более чем на 40% и продолжает расти. Чем Молдова в этом плане отличается от остальных стран? Как повлияли на ситуацию подписание Договора об ассоциации с ЕС и разрыв экономических связей с Россией? Какие действия должен предпринимать официальный Кишинев для стабилизации положения? На эти и другие вопросы в интервью RuBaltic.Ru ответил доктор экономических наук, один из ведущих экспертов по экономике и социологии Молдовы Михаил ПОЙСИК.

— Внешний и внутренний долг существует практически у всех государств. Чем Молдова выделяется в этом плане?

— Принципиальное отличие заключается прежде всего в том, что из всех европейских стран некогда цветущая Молдова трансформировалась в самое бедное государство с самым высоким уровнем инфляции в регионе: по итогам прошедшего 2022 года — 30,24%. При этом услуги, предоставляемые населению, подорожали на 43,97%!

Но и к этим запредельно деструктивным показателям добавились чрезвычайно высокие темпы роста внешнего государственного долга. По состоянию на 31 августа текущего года он превысил 3,2 млрд долларов США.

Внешний государственный долг Молдовы. Данные за 2023 год по состоянию на 31 августа.Внешний государственный долг Молдовы. Данные за 2023 год по состоянию на 31 августа.

Наряду с этим растет и государственный внутренний долг, который за девять месяцев 2023 года увеличился на 5,3 млрд лей и достиг 39,8 млрд. Эти изменения произошли за счет выпуска государственных ценных бумаг на первичном рынке.

— Какова структура внешнего долга Молдовы и чем он характерен?

— Здесь акцент сделаем на государственном долге. Потому что долги экономических агентов и прочее — это отдельная история.

Молдавская ситуация характеризуется тем, что власть с протянутой рукой побирается по всему миру, чтобы хоть как-то залатать «тришкин кафтан».

По состоянию на 31 августа текущего года многосторонние кредиторы уже «одолжили» Молдове свыше трех миллиардов долларов США, которые числятся как непогашенные. В их числе: Европейский инвестиционный банк — 398,9 млн, Банк развития Совета Европы — 74,6 млн, Евросоюз — 232,3 млн, Европейский банк развития и реконструкции — 176,8 млн, Международный банк развития и реконструкции — 255,3 млн, Международная ассоциация развития — 785,6 млн, Международный валютный фонд — 74,9 млн и Международный фонд сельскохозяйственного развития — 255,3 млн.

Кроме того, двусторонние кредиторы предоставили еще 197,6 млн. Из них: Французское агентство развития — 81,0 млн, немецкий банк KfW — 5,0 млн, Товарная кредитная корпорация — 5,0 млн, правительство Польши — 22,1 млн, правительство России — 15,1 млн, правительство США — 5,9 млн, японское Агентство международного сотрудничества — 48,3 млн и австрийский UniCredit Bank — 15,0 млн.

Таким образом, задолженность Молдовы стремительно увеличивается. А как рассчитываться будем?

Здесь, как говорится, власть и не чешется, оставляя эту проблему будущим поколениям.

— Эта тенденция наметилась при нынешнем руководстве республики?

— Из вышеприведенной диаграммы видно, что темпы роста государственного внешнего долга при существующей власти заметно возросли. Всего за два года он увеличился более чем на 40% от той суммы, которая сформировалась за все время существования независимой Молдовы с 1991 по 2020 год. И все это — результаты правления президента Майи Санду и партии PAS.

— Какие факторы больше всего влияют на увеличение внешнего долга страны?

— Это, безусловно, крайне низкий профессионализм действующей власти в принимаемых решениях, отмечаемый в последнее время во все более уничижительной форме большинством политиков как правого, так и левого толка, помноженный на отсутствие понимания того, что развитие любого государства прежде всего предопределяется степенью уровня симбиоза производства, образования, науки и культуры. Если что-то из этих компонентов пробуксовывает, то деградирует и все остальное.

А здесь, в нынешней Молдове, полный хаос.

Плюс непомерно меркантильные интересы тех, кому молдаване опрометчиво доверили управлять страной.

— Как повлияли на ситуацию подписание Договора об ассоциации с ЕС и разрыв экономических связей с Россией?

— Любое производство товаров и услуг имеет смысл только в том случае, если есть кому продать то, что произведено, с рентабельностью, обеспечивающей расширенное воспроизводство. Таким образом, все страны борются за рынки сбыта и всячески защищают отечественных производителей от импорта, который может ухудшить их финансовое состояние.

Но только не компрадорская власть Молдовы.

Например, в Соглашении об ассоциации с ЕС в 2014 году были безответственно обнулены пошлины на 90% импортируемой номенклатуры, а оставшиеся 10% разбили на три группы, обязуясь свести их к нулю в течение трех, пяти и десяти лет.

В итоге импорт из Евросоюза уже практически беспошлинный. А для молдавского экспорта по-прежнему действуют с некоторыми корректировками и пошлины, и квоты на беспошлинный ввоз, а также целый ряд технических барьеров.

В части торговли с государствами СНГ одно за другим денонсируются ранее заключенные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве.

В итоге в 2022 году экспорт Молдовы составил 4,3 млрд долларов США, а импорт — 9,2 млрд. Но даже при таком худосочном экспорте реэкспорт превысил 1,3 млрд — 31,6% от общего объема. А это почти в два раза больше, чем за 2021 год.  Казалось бы, куда уж хуже?

Но и это еще далеко не дно. За первые восемь месяцев нынешнего года экспорт составил чуть менее 2,7 млрд долларов, что на 9,8% меньше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего. При этом реэкспорт в его структуре достиг 849,5 млн или 31,8%. Импорт, правда, также сократился, но только на 3,1%, составив 5,7 млрд.

Продукция молдавских производителей становится все менее и менее конкурентоспособной не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Наряду с промышленностью деградирует и аграрный сектор. А оказать ему финансовую помощь, эквивалентную выделяемой своим фермерам западными странами, Молдова, разумеется, не в состоянии.

Тем более что в США, например, численность занятых в сельском хозяйстве от общего числа работающих составляет около 2%, а в Молдове данное соотношение более чем на порядок выше. Поэтому проблемы субсидирования и его масштабы в развитых странах и у аутсайдеров кардинально различаются.

Это системная проблема, требующая адекватного подхода к ее решению. Однако программного видения того, как преодолеть это отставание, у нынешней власти как не было, так и не предвидится.

— Какие действия должно предпринимать руководство республики для стабилизации положения с внешним долгом?

— Для этого, как и в целом в национальной экономике, во властные структуры необходимо привлечь не тех, кто раболепно исполняет указания сверху, а профессионально подготовленные кадры, как это сделали коммунисты в начале 2000-х годов.

Разумеется, необходима и адекватная стратегия развития страны, направленная на преодоление тех проблем, которые последовательно трансформируют Молдову в сырьевой придаток коллективного Запада и поставщика гастарбайтеров.

Однако «недоумки», как их охарактеризовал экс-вице-премьер Александр Муравский в одной из телепередач, биологически неспособны на подобное. А это означает, что без лишения властных полномочий ставленников PAS данную проблему не решить.

— Каков Ваш прогноз на развитие ситуации?

— С сожалением приходится констатировать, что в ближайшем будущем рост государственного долга продолжится, как и обнищание населения, разорение бизнеса и прочие напасти, гнобящие Молдову. Прежде всего нарастающая убыль населения. И не только за счет ежегодно увеличивающейся разницы между количеством родившихся и умерших, но и в результате массового бегства со своей мачехи-родины.

При этом следует учесть, что ежегодно десятками тысяч покидают республику не среднестатистические жители, а наиболее амбициозные, трудоспособного возраста, не имеющие явных проблем со здоровьем и потерявшие всякую надежду на саму возможность адекватной самореализации в родных пенатах.

А это еще одна проблема, ставшая тупиковой. При получении Молдовой независимости количество пенсионеров и численность доноров пенсионного фонда соотносились 1 к 3. Минимально рекомендуемое соотношение — 1 к 2,5. В настоящее время, несмотря на увеличение возраста для выхода на пенсию, оно составляет уже 1 к менее чем 1.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Экс-президент Молдовы: Санду и Тихановская запрограммированы быть орудиями в чужих руках
23 октября 2023
Глава Молдовы Майя Санду и экс-кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская запрограммированы быть орудиями в чужих руках, и им чужды истинные национальные интересы и ценности народа.
Литва за сутки пропустила из Беларуси рекордно малое число фур
24 октября 2023
Литва за минувшие сутки оформила рекордно малое количество фур, следующих из Беларуси. Об этом сообщили в Государственном пограничном комитете (ГПК) республики.
Забудьте о нейтралитете: Майя Санду бесповоротно встала на путь конфронтации с Россией
25 октября 2023
В Молдове представили новую Стратегию национальной безопасности, в которой главной угрозой для республики названа Россия. Майя Санду и правящая партия PAS особый упор делают на необходимость отказа от прописанного в Конституции принципа нейтралитета, сотрудничество с НАТО и ускоренную милитаризацию. Правда, кажется, что основную опасность для суверенитета страны представляют все же «евроинтеграторы»: они меняют под себя законы, упраздняют молдавский язык, а завтра могут с такой же непринужденностью ликвидировать и независимость Молдовы.
Россия и Беларусь устраняют визовые преграды и создают единый рынок труда
26 октября 2023
C 26 октября в России упрощается миграционный режим для граждан стран ЕАЭС — с этого дня они смогут вставать на учет самостоятельно. Для этого необходимо иметь личный кабинет на портале государственных услуг Российской Федерации, а также регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации. В перспективе это может привести к созданию единого рынка труда, а наглядным примером успешного сотрудничества в данном направлении являются действия Москвы и Минска в рамках Союзного государства.
Новости партнёров