×
Экономика Экономика

Разруха и в клозетах, и в головах: Литву накрыл «сортирный кризис»

Источник изображения: plus-one.ru

В единственном порту Литвы бьют тревогу — район постоянно находится на грани наводнения. Причем не только из-за дождей, но и по причине полного обветшания канализационной системы. К сожалению для жителей республики, официальный Вильнюс по-прежнему предпочитает заниматься пиаром и геополитикой, а не проблемами инфраструктуры.

Когда-то давным-давно один сомнительный остроумец выдал: мол, если Москва — это сердце России, то известная своими частыми и долгими дождями Калининградская область — мочевой пузырь страны. А недавно выяснилось, где он находится у Литвы. Оказалось, в Клайпедском районе, куда вследствие его низинного месторасположения стекаются все дождевые воды.

Именно так заявил районный мэр Бронюс Маркаускас, пожаловавшийся на нерадивых мелиораторов. Они-де осушают возделываемые трудолюбивыми литовскими фермерами поля, но совершенно не заботятся о населенных пунктах, которые регулярно затапливает.

«Мероприятия у них не той системы», — пояснил чиновник, подразумевая мелиораторов.

И добавил, что на подотчетной ему территории расположены самые обширные в республике сады, но отсутствует централизованная канализация. Цена вопроса — 20 миллионов евро — кусается.

Между тем некогда благодатный Клайпедский край тонет не только в дождевой воде. Вместе с ней в «Бронюсовы владения» со всей страны стекается еще кое-что. 

Это при советской власти Литовская ССР наряду с двумя остальными Прибалтийскими республиками считалась образцом бытового комфорта. Легенда была настолько лестной, что в нее продолжали верить и правители уже независимой Литвы. Отчего совершенно забросили дальнейшее развитие инфраструктуры, надеясь то ли на то, что построенные во времена Советского Союза объекты будут функционировать бесконечно, то ли на то, что они каким-то волшебным образом модернизируются сами собой.

Между тем доставшееся в наследство коммунальное хозяйство постепенно ветшало, масштабно инвестировать в него никто не собирался, и к двадцатым годам XXI века вдруг выяснилось, что порядка 50 тысяч человек в Литве пользуются «туалетами типа "сортир"», как выражался герой известной кинокомедии. Учитывая количество жителей республики, цифра более чем внушительная.

Что характерно, литовским «сортирным кризисом» первыми озаботились не в руководстве страны, а в Еврокомиссии.

Произошло это еще в конце 2018 года, когда стало известно, что правительство Литвы, исправно получая деньги из структурных фондов ЕС специально на снабжение жителей ватерклозетами, не выполнило и половины того, что обещало. Брюссель разъярился и пригрозил штрафом в размере 700 тысяч евро.

Но литовские чиновники и в дальнейшем предпочитали действовать неспешно: согласно данным за июль 2020 года, к центральной канализации оказалось не подключено 38 500 домохозяйств. Еще через полтора года статистики отрапортовали, что у 7,6% населения страны в домах по-прежнему отсутствуют унитазы, выведенные в канализацию. Правда, у таких членов Евросоюза, как Латвия, Болгария и Румыния, данный показатель равнялся соответственно 8%, 13,2% и 22,8%, но для литовцев это было слабым утешением. Особенно для клайпедчан… 

Несмотря ни на что, в Литве продолжали лишь имитировать бурную деятельность.

Например, прошлым летом во всеуслышание было объявлено, что решение проблемы уличных туалетов найдено. Всего за миллион евро Министерство охраны окружающей среды вознамерилось создать… нет, не хоть сколько-нибудь километров новых канализационных сетей — этот подход к делу уж слишком похож на советский, а значит, неприемлем. Шагающие в ногу с техническим прогрессом литовские технократы взялись за разработку информационной системы по сбору данных о вывозе фекалий. Ассенизаторам предписали точно указывать, сколько содержимого они извлекли из каждого конкретного сортира. А фирмы, принимающие это самое содержимое, должны были подтверждать отчетные данные с точностью до килограмма.      

«Будут установлены минимальные требования: сколько раз в год эксплуатируется туалет, какое количество отходов примерно должно накопиться, — вдохновенно вещала заместитель министра Раминта Радавичене. — Тех же, кто использует выгребные ямы, из которых отходы уходят непосредственно в землю, ждут штрафы».

Не менее «актуальной» выглядела инициатива главы парламентской Комиссии по исторической памяти Пауле Кузмицкене.

Дама, видимо, тоже решила внести свою лепту в решение насущной проблемы. И предложила литовским муниципалитетам заменить канализационные люки, на которых еще сохранились советская символика и русские буквы.

«Жителей раздражают надписи на кириллице, напоминающие об оккупантах», — объяснила она.

И, судя по логике парламентария, эти самые надписи вдобавок лишний раз вызывают у литовцев желание немедленно мчаться в ближайшее отхожее место. Хорошо еще, если снабженное канализацией…

Короче, по задумке, в результате принятых мер к 2023 году в Литве к центральным сетям должны были наконец подключить 98% туалетов (оставшиеся 2% с позволения ЕС милостиво оставили фермерам).

Однако, судя по отчаянным высказываниям Клайпедской райадминистрации, с соблюдением установленных сроков дела обстоят пока не очень хорошо.

Между тем в случае том случае, если дотошный Брюссель констатирует, что его директива нарушена, Литве грозят драконовские штрафы: разовый минимум 464 тысячи евро, а вдобавок к нему регулярные от 560,9 евро до 33,7 тысячи евро ежедневно вплоть до устранения нарушений. Это в то время, как до рядовых литовцев и без того не доходят европейские субсидии.

«Из-за бездействия институтов и бюрократии регионы уже два года не получают поддержки Евросоюза на миллионы евро, хотя их просто нужно забрать. Из более чем полутора миллиардов евро, запланированных на региональное развитие, только 13% были одобрены почти за три года», — пишет газета «Kauno Diena».

Зато власти Литвы увлечены, видимо, куда более насущными, чем какая-то там презренная канализация: инфраструктурными проектами.

Из тех, что ведут прямиком в светлое европейское будущее. Вроде строительства «самого длинного в Прибалтике» железнодорожного моста, являющегося частью железной дороги Rail Baltica. Никто не знает, какие грузы по ней будут перевозить в условиях практически полного прекращения торговли с Россией и Беларусью.  Разве что исключительно военные, на случай «агрессии тоталитарных режимов», о которой в Эстонии, Латвии и Литве так любят порассуждать.

С не меньшим энтузиазмом, если верить некогда информационным, а теперь откровенно пропагандистским литовским изданиям, официальный Вильнюс собирает деньги на оружие для бандеровской Украины или в поддержку белорусских «змагаров». Это ведь куда интереснее, чем заботиться о нуждах (малых и больших) соотечественников и спасать утопающую Клайпеду.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Громко воюем и тихо торгуем»: Латвия стремительно наращивает импорт зерна из России
13 октября 2023
Продолжающее вести жесткую антироссийскую политику руководство Латвии старается не афишировать тот факт, что через порты республики все возрастающим потоком идут на экспорт зерно и другая сельскохозяйственная продукция из РФ. Потому что приверженность идеалам западной демократии — это, конечно, хорошо, но жить-то на что-то надо. Нет сомнения, что принцип «мы с Россией громко воюем и тихо торгуем» будет и в дальнейшем практиковаться официальной Ригой.
Молчи — целее будешь: в Латвии преследуют за слова в поддержку изучения русского языка
17 октября 2023
Русофобия в странах Прибалтики принимает все более абсурдные и уродливые формы. В Латвии Центр содержания образования уволил старшего эксперта Риту Курсите после ее высказываний в поддержку преподавания русского языка в школах. Это при том, что ничего русофильского в ее словах не было — она просто констатировала тот факт, что, переписывая учебные программы под политическую конъюнктуру, официальная Рига уничтожает и так дышащую на ладан систему образования республики.
«Нарисованные» цифры: учителя в Литве бастуют из-за уровня зарплат
18 октября 2023
Сферу образования Литвы с сентября «лихорадит» из-за массовой забастовки учителей: они утверждают, что достойные зарплаты у них только на бумаге. Пока что власти убедили их приостановить стачку до обсуждения проекта бюджета на следующий год. Однако рассчитывать на повышение оплаты труда в требуемом размере педагогам вряд ли стоит. Уж больно удручающими выглядят социально-экономические показатели республики в целом.
За двумя зайцами: в Эстонии пытаются хоть кого-то обвинить в аварии на Balticconnector
20 октября 2023
После многочисленных намеков на мнимую причастность России к повреждению газопровода Balticconnector в Финском заливе в Эстонии заговорили о том, что с инцидентом может быть как-то связан… Китай. Желание эстонских элит повесить всех собак на «авторитарные режимы» так велико, что они готовы выдвигать абсолютно абсурдные версии. Если бы официальный Таллин проявлял такое упорство в других сферах, например, в решении социально-экономических проблем страны, то в глазах эстонцев цены бы ему не было.
Новости партнёров