Власти Молдовы наконец провели аудит долга республики перед «Газпромом». Правда, сделано это было с нарушением всех договоренностей с российской стороной. Поэтому и итоги проверки мало кого удивили — официальный Кишинев, по сути, отказывается признавать наличие задолженности. Более того, с одобрения Запада режим Майи Санду начал захват газотранспортной системы страны.
Напомним, что анализ задолженности являлся условием для заключения очередного контракта на поставку российского газа в Молдову в 2021 году. Тогда команда Майи Санду до последнего момента тянула с началом переговоров по новому договору, направив в Москву вице-премьера Андрея Спыну буквально за пару дней до того, как истекал предыдущий.
Сегодня, спустя два года, стало очевидным, что «евроинтеграторы» не стремились к заключению соглашения на выгодных для республики и ее населения условиях, а готовили почву для разрыва экономических отношений с Россией и внедрения «серых» схем по закупке природного газа в личных интересах.
По сути, затягивание процедуры аудита являлось своеобразной дымовой завесой, за которой велась подготовка не только к отказу от прямых закупок продукции «Газпрома», но и к рейдерскому захвату всей газотранспортной отрасли Молдовы.
Кишинев откровенно саботировал процесс выбора аудиторских компаний, которые могли бы провести необходимую бухгалтерскую проверку расчетов между «Газпромом» и молдавскими контрагентами. Этот вопрос постоянно пропадал из повестки совещаний правительственной комиссии, а когда все-таки там оказывался, то переносились сами заседания.
В итоге, когда использовать подобные ухищрения стало уже невозможно, проверяющие были наконец определены.
Правда, хотя по договору с российским концерном аудит должен был состояться не позднее мая 2022-го, правительство Молдовы только в августе текущего года заключило договор с Wikborg Rein Advokatfirma из Норвегии и Forensic Risk Alliance& Co из Великобритании.
Сами компании и условия оплаты их услуг были выбраны Кишиневом в одностороннем порядке, без проведения конкурса, что уже само по себе является нарушением подписанного с «Газпромом» соглашения.Впоследствии всплыло еще одно важное обстоятельство — проверку молдавских экономических субъектов вправе осуществлять только организации, аккредитованные Советом по публичному надзору за аудитом при Министерстве финансов Молдовы. По состоянию на 4 сентября 2023 года ни норвежская, ни британская фирмы там зарегистрированы не были.
Таким образом, анализ исторической задолженности Молдовы перед «Газпромом» провели с нарушением всего и вся.
Эти обстоятельства дают возможность оспорить его результаты в международных судебных инстанциях.
«Аудит не выявил всех документальных доказательств долга "Молдовагаза" перед "Газпромом" в 709 миллионов долларов США», — с таким заявлением выступил на брифинге министр энергетики Молдавии Виктор Парликов.
Также он утверждает, что по состоянию на март 2022 года сумма в размере 276 млн долларов не подтверждена бумагами ни от одной из компаний. Еще 400 млн, по мнению молдавской стороны, не подлежат взысканию из-за истечения срока давности.
«Газпром», в свою очередь, считает, что выводы западных аудиторов никоим образом не могут влиять на размер и обоснованность задолженности, так как она зафиксирована в регулярно подписываемых сторонами официальных документах и соответствующих решениях международного арбитража.
Судя по всему, разбирательства продолжатся в суде.
Более того, молдавская сторона уже начала предпринимать попытки перевести эту историю в политическую плоскость и задействовать «старших». Началось с того, что еще накануне публикации итогов аудита Майя Санду сообщила: «По моим сведениям, у Молдовы нет долгов за газ перед Россией».
После нее на сцену вышли «партнеры по развитию». Представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер поприветствовал результаты проверки, заявив, что Вашингтон поддерживает усилия Молдовы по диверсификации источников энергии.
С аналогичным заявлением о необходимости избавиться от зависимости от российских энергоресурсов выступило и посольство Великобритании в Кишиневе.
Однако «избавление от зависимости» преследует и другую цель. Дело в том, что «Газпрому» принадлежат 50% плюс одна акция АО «Молдовагаз».
Прослеживается хорошо продуманный курс на то, чтобы обанкротить эту компанию и передать в «нужные» руки ее активы. Сегодня «Молдовагаз» уже полностью отстранен от закупок голубого топлива — этим занимается подконтрольный правительству «Энергоком», который действует абсолютно непрозрачно, мотивируя коммерческой тайной сокрытие объема и цены закупок газа, а также его происхождение.
Таким образом создается возможность для создания различных «серых» схем, кураторы которых за счет роста тарифов буквально грабят население и получают огромные прибыли.
Параллельно с этим идет настоящий рейдерский захват газового хозяйства республики.
По решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям газотранспортная система Молдовы сроком на пять лет передана в управление румынской фирме Vestmoldtransgaz. Она же получит и действующие контракты на техническое обслуживание.
Пресс-служба Министерства энергетики Молдовы преподнесла это событие как договор аренды с «дочкой» «Молдовагаза» — АО «Молдоватрансгаз». Однако есть все основания полагать, что эта компания просто «не доживет» до возвращения ей активов — 15 сентября Национальное агентство по регулированию в энергетике наложило на нее финансовые санкции на общую сумму в почти 34 млн леев (без малого два миллиона долларов) за невыполнение условий Третьего энергетического пакета ЕС.
Подобные действия, понятное дело, не вызывают никаких нареканий у «партеров по развитию». Это в лишний раз доказывает политический характер предпринимаемых Кишиневом мер.
Идя на конфронтацию с «Газпромом», власти Молдовы надеются на поощрение Запада — мол, мы тоже участвуем в «гибридной войне» против России.
В обмен на это режим Санду получит очередные кредиты на дорогие западные энергоносители, возвращать которые придется не тем, кто на них нажился, а молдавскому народу.