Власти Эстонии «знамениты» не только своей русофобией, но и фанатичной приверженностью санкциям, незаконно введенным против России. Их последствия, в свою очередь, не замедлили негативно сказаться на экономике республики: она является одним из «рекордсменов» ЕС по падению ВВП, промышленного производства, покупательной способности населения и прочему. Более того, неожиданностью для официального Таллина стал тихий бунт местного бизнеса, который отказался сворачивать работу в России вопреки призывам премьер-министра Каи Каллас.
Своими действиями политики в странах Прибалтики, да и в целом на Западе, напоминают сумасшедших, считающих, что они могут изменить реальность, просто отменив ту ее часть, которая их не устраивает. И тот факт, что из этого ничего не выходит, наоборот, лишь еще больше их раздражает, вынуждая вновь и вновь наступать на одни и те же грабли в надежде, что в следующий раз все обязательно получится.
К примеру, на днях в Германии обнаружили, что, избавившись от зависимости от российского газа, они впали в другую — по удобрениям. Как раз именно из-за дорогих энергоносителей.
А власти Эстонии удивляются, что сотни местных компаний по-прежнему продолжают работать с Россией, несмотря на введенные санкции и призыв разорвать любые отношения со «страной-агрессором».
Объясняется это просто: бизнес в республике несет колоссальные убытки. Но официальный Таллин это абсолютно не волнует, для него превыше всего принцип политической солидарности с Западом.
Еще в апреле 2019 года посол РФ в Эстонии Александр Петров говорил: «Ведущие представители эстонского делового сообщества регулярно выступают в пользу отмены ограничений, наносящих огромный ущерб экономике Эстонии, исчисляемый уже сотнями миллионов евро. Снятие этих торгово-экономических барьеров, несомненно, способствовало бы повышению интереса деловых кругов обеих стран к более энергичному взаимодействию».
Как видим, с тех пор ничего не изменилось.
А все потому, что для восстановления отношений с Россией нужна такая вещь, как политическая воля, которой не обладают власти республик-лимитрофов. В своей внешней политике они руководствуются не интересами собственных государств, а выслуживанием перед западными «патронами». Поэтому очевидно, что нормализация отношений со странами Прибалтики возможна только после смены существующих там режимов. Иного пути нет.
Напомним, что в мае этого года премьер-министр Эстонии Кая Каллас в беседе с изданием Financial Times жаловалась на то, что местных предпринимателей приходится буквально умолять прекратить сотрудничество с РФ и, так сказать, настроить свой моральный компас.
Теперь же, после публикации информации о том, что ее муж Арво Халлик владеет долей в транспортной компании Stark Logistics (SL), занимающейся доставкой грузов в Россию, она попала в довольно щекотливую ситуацию, выйти из которой без политических потерь ей вряд ли удастся. Вот такой «морализатор» руководит страной.
Можно не сомневаться, что эстонский бизнес с интересом наблюдает за тем, чем в итоге все закончится, чтобы сделать нужные выводы.
Впрочем, многие местные предприниматели оказались гораздо мудрее и продолжили работать с Россией, прекрасно понимая, что в ином случае им грозит разорение. Это политики могут себе позволить играть в санкционные игры и продолжать жить, как раньше.
Вот и на этот раз, даже оскандалившись, Каллас все не унимается и продолжает поучать окружающих: «Я по-прежнему придерживаюсь мнения, что любой бизнес с Россией должен быть завершен… Местные компании должны найти этот моральный компас и отказаться от действий, которые каким-то образом помогают военной машине России».
Только вот таможенная статистика Эстонии по экспорту в страны, не являющиеся членами Евросоюза, говорит совершенно об ином.
В марте этого года Россия вышла на первое место по данному показателю с результатом в 15,74%, оставив позади Норвегию (14,9%) и США (13,08%). Лидерство сохранилось и в мае, и в июне. Как видим, это явно не то, чего добивался официальный Таллин.
Как же это оказалось возможным? Дело в том, что сотни местных компаний продолжают торговать с Россией. По данным, озвученным главой отдела Налогово-таможенного департамента Валерием Рауамом, таких не менее трехсот. Как правило, в РФ поставляются продукты питания, текстиль, а также различное оборудование и транспортные средства. Также через Эстонию реэкспортируются товары из других стран.
Свое мнение о ситуации высказал и генеральный секретарь Международной ассоциации автоперевозчиков Эрмо Перолайнен. По его словам, работа в России остается довольно привлекательной для компаний, неспособных в краткие сроки переориентироваться на другие рынки. Особенно в условиях сокращения грузопотока в Европе.
В эстонских СМИ все чаще мелькает информация, что местные предприниматели не смогут свернуть бизнес с РФ ни в ближайшее время, ни вообще когда-нибудь в будущем.
Портал ERR сообщил, что многие руководители частных фирм отказались от комментариев под своим именем, пояснив, что если речь идет о котирующейся на бирже компании или филиале крупного транснационального концерна, то эстонская сторона не может по своей воле принимать убыточные решения.
По словам главы акционерного общества Hekotek Хейки Эйнпауля, прекратить сотрудничество с Россией смогли лишь фирмы с незначительным охватом российского рынка. И уточнил, что в данном деле местным коммерсантам не помешала бы помощь государства и Евросоюза.
А руководитель отдела предпринимательства и потребительской среды Министерства экономики и коммуникаций Мари Алликмаа считает, что если компания торгует товарами, на которые не распространяются санкции, то при одностороннем разрыве отношений высока вероятность, что будет взыскана неустойка в пользу российской стороны.
Также в весьма уязвимой ситуации, по его мнению, находятся компании, которые были учреждены с участием российского капитала. По данным газеты Äripäev, таковых на данный момент порядка 140.
Что интересно, эстонские коммерсанты, решившиеся все же свернуть бизнес в России, недовольны тем, что, дескать, россияне «тянут резину». К примеру, при продаже доли в предприятии им приходится месяцами ждать одобрения сделки. Короче говоря, опять приходится слушать ропот о российской бюрократии. Хотя претензии данным господам следует предъявлять в первую очередь политическому руководству Эстонии.
На самом же деле им давно уже пора понять, что Россия никого не держит. Закрыть свой бизнес можно в любой момент, и политическая мотивация здесь абсолютно не нужна. Но рынок такая штука, что не терпит пустоты, и на место одной компании тут же придет другая.
Возможно, именно поэтому эстонские предприниматели не спешат обрывать связи и продолжают торговать с Россией. Ведь в случае ухода обратно они уже вряд ли смогут зайти. Это политики способны разрушать экономику собственной страны, а бизнесменам приходится думать головой.