Одним из важнейших направлений сотрудничества Беларуси и России является совместное использование недр обеих стран. Начало уже положено: Москва и Минск подписали дорожную карту по гармонизации подходов к классификации полезных ископаемых. Взаимодействие в этой области должно повысить эффективность использования природных ресурсов Союзного государства и способствовать выработке единых стандартов в данной стратегической сфере.
И в России, и в Беларуси недра принадлежат государству. Тем не менее при разработке месторождений полезных ископаемых в современном мире сложно обойтись без привлечения частных подрядчиков или иностранного капитала. Однако для этого необходимы четкие оценки состояния того или иного природного объекта и перспектив его использования, поскольку любой инвестор хочет понимать, во что он вкладывает деньги и какой будет отдача от этой инвестиции.
Базовым международным документом, который служит для подобного рода оценок и экспертных заключений, является Рамочная классификация ООН полезных ископаемых (РКООН). Сегодня она принята во многих странах мира.
Например, Комиссия Африканского Союза использовала ее как основу для системы классификации и управления минеральными и энергетическими ресурсами Африки. Европейская комиссия опирается на РКООН для классификации сырьевых запасов Европы и отчетности по ним.
Россия и Беларусь также не собираются изобретать велосипед и взяли ее в качестве ориентира для оценки своих природных богатств.
Весной 2023 года в Минске прошло рабочее совещание по вопросам гармонизации подходов к классификации запасов полезных ископаемых и развития экспертного сообщества по недропользованию Беларуси и России. По его итогам было принято решение сформировать рабочую группу по организации сотрудничества в этой области, а также подготовить проект соответствующей дорожной карты.
Унификация национальных классификаций на основе РКООН позволит создать единую для Союзного государства систему пользования природными ресурсами.
Для Беларуси очень важен опыт российских коллег в этой области, ведь Россия обладает намного более богатыми и разнообразными запасами полезных ископаемых, имеет большой опыт по их добыче и переработке, а также по привлечению иностранных инвестиций. Очевидно, что именно российские наработки в этой сфере лягут в основу гармонизированной системы оценки природных ресурсов Союзного государства.
Беларусь также обладает стратегическими запасами полезных ископаемых. В первую очередь это калийные удобрения. Есть в республике и запасы сырой нефти, большая часть которой отправляется на экспорт.
Появляются и новые объекты по добыче сырья, такие как месторождение базальтов в Пинском районе Брестской области. Этот минерал имеет достаточно широкое применение, прежде всего в строительной отрасли. В Беларуси есть предприятие по его переработке, однако до недавнего времени оно использовало преимущественно украинское сырье. В новых условиях, когда поставки с Украины стали невозможны, возникает потребность в разработке отечественных месторождений.
В Беларуси предпочитают разрабатывать недра при помощи государственных подрядчиков. Тем не менее в республике принят закон «О концессиях», который допускает привлечение зарубежного капитала. Очевидно, что в сегодняшних обстоятельствах появление западных концессионеров в Беларуси маловероятно — более того, это будет противоречить интересам национальной безопасности.
Поэтому основными источниками иностранных инвестиций в разработку белорусских недр могут быть только Россия, государства ЕАЭС и Китай. Именно поэтому Минску и Москве необходима гармонизированная система оценки полезных ископаемых.
Впрочем, куда более серьезным является не вопрос допуска инвесторов и концессионеров из России на очень небольшой рынок природных ресурсов Беларуси, а участие белорусских компаний в разработке российских недр. В первую очередь это касается нефтедобычи. Александр Лукашенко не раз говорил на эту тему и ставил вопрос перед Владимиром Путиным.
На сегодняшний день в разработке нефти на территории РФ участвуют две компании с белорусским капиталом — «Юкола-Нефть» и НК «Янгпур», контролируемая «Белоруснефтью». Однако их деятельность носит сугубо коммерческий характер, и добываемые ими углеводороды поставляются на российский или внешние рынки, практически не попадая в Беларусь. Таким образом, говорить о стратегическом участии республики в разработке природных ресурсов России, направленном на обеспечение национальной энергетической безопасности, в настоящее время не приходится.
Схожая ситуация складывается и на рынке калийных удобрений.
Беларусь и Россия являются обладателями крупных залежей калийных солей, однако попытки создания совместного холдинга, включающего «Беларуськалий» и «Уралкалий», так и не увенчались успехом. Компании действуют независимо друг от друга, являясь конкурентами на мировом рынке. Более того, после того как Беларусь перенаправила экспорт своих удобрений из прибалтийских портов в российские, возникло соперничество и за портовую инфраструктуру.
Гармонизация недропользования должна снять эти проблемы и способствовать выработке единой стратегии эксплуатации природных ресурсов в Союзном государстве.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН