Россия и Беларусь являются ядром интеграционных процессов на постсоветском пространстве и выступают за углубление кооперации в рамках ЕАЭС. Несмотря на то, что обе страны находятся под мощным санкционным давлением Запада, они продолжают наращивать взаимодействие в промышленной и технологической сферах с целью обеспечения экономического суверенитета. Приобретенный ими опыт служит отличным подспорьем для создания единых рынков в области финансовых и транспортных услуг, энергоресурсов, агропрома и других на Евразийском континенте.
В конце июля в СМИ был опубликован комментарий первого замминистра промышленности Беларуси Александра Огородникова, в которомх названы ключевые белорусские предприятия, которым Россия выделит деньги в рамках политики импортозамещения.
Это Гомсельмаш, на котором планируется провести комплексную модернизацию с расширением производства мостов, коробок, узлов и агрегатов к комбайнам; БЕЛАЗ, на котором предусматривается обновление производства и увеличение выпуска тяжелой карьерной техники; а также АМКОДОР, где будет проведено расширение мощностей по выпуску машин лесопромышленного комплекса на собственной элементной базе.
В сообщении белорусского Минпрома также сказано, что по состоянию на 24 июля 2023 года с Москвой согласовали 17 паспортов перспективных инвестпроектов. Комиссия по вопросам промышленной политики поддержала субсидирование 13 из них. В итоге уже заключены кредитные договоры с банками на финансирование за счет средств кредита по 12 проектам на сумму 53,8 миллиарда российских рублей.
Данные события стали развитием ранее принятых программ двух стран в сфере импортозамещения.
Так, к примеру, 6 октября 2022 года было объявлено, что Россия выделит Беларуси 1,5 млрд долларов США для развития совместных проектов в этой сфере, а уже 16 ноября подписали соглашение на 105 млрд рублей.
Все это — важные шаги на пути к углублению сотрудничества между странами в технологической отрасли. В последние годы Москва и Минск находятся под усиливающимся санкционным давлением со стороны Запада, что означает не только потерю рынков сбыта и прибылей, но и появление ряда других проблем.
Связаны они с тем, что и Россия, и Беларусь сильно зависят от импорта высокотехнологичной продукции, а также от обслуживания ранее приобретенной. Так, в РФ в ряде отраслей такая зависимость достигает критических показателей: в сферах электроники, станкостроения, приборостроения — 60–90%, в фармацевтике — 80%, медицинской промышленности — 70–80%.
Это при том, что, по мнению специалистов, национальной безопасности угрожает ситуация, при которой доля импорта какого-либо стратегически важного товара на внутреннем рынке превышает 25%.
В Беларуси ситуация немного лучше, но все равно ряд отраслей испытывает определенные проблемы. Импортоемкость экономики составляет примерно 40%, при этом некоторые крупные и стратегически важные предприятия, такие как БелАЗ и МАЗ, получают от западных стран широкий спектр комплектующих: на Евросоюз приходится 22% двигателей внутреннего сгорания, более 75% шасси и 36% коробок передач.
В этой ситуации Москве и Минску выгодно наращивать сотрудничество для преодоления зависимости от импорта технологий, а также для развития собственной высокотехнологичной сферы. Также надо учитывать, что Беларусь смогла сохранить ряд советских крупных промышленных предприятий и институтов, а из-за длительного нахождения под санкциями имеет опыт развития в тяжелых условиях.
Так, к примеру, в республике еще в 2005 году создан Парк высоких технологий, главной задачей которого стало облегчение ведения бизнеса для IT-компаний и создание благоприятных условий для разработки программного обеспечения. Еще один масштабный промышленный экономический проект, которому уделялось особое внимание со стороны руководства страны, — индустриальный парк «Великий камень». Это особая экономическая зона, созданная согласно межправительственному соглашению между Пекином и Минском.
Компаниям там предоставляется площадка с доступом к готовой производственной, инженерно-транспортной, таможенной и социально-административной инфраструктуре, значительными налоговыми преференциями, а также особой системой обслуживания бизнеса. Акцент делается на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом. «Великий камень» — крупнейший индустриальный парк Европы и один из самых крупных подобных зарубежных проектов КНР.
Вместе с тем для развития высокотехнологичной промышленности нужен внешний рынок.
Объективно для такой серьезной задачи белорусский рынок тесноват — нужно искать выходы за рубеж. И в этом Россия может помочь. Помимо того, что между странами есть общее экономическое пространство, нет барьеров и есть заинтересованность в углублении сотрудничества, найти какие-то альтернативы компаниям из Беларуси будет очень сложно.
Европейский рынок закрыт, да никто и не пустил бы на него конкурентов, Китай слишком далеко, и там хватает своих подобных предприятий. Поэтому взаимодействие с РФ и ЕАЭС является, пожалуй, единственным реальным на сегодняшний день вариантом.
Для России более тесное взаимодействие с Беларусью также выгодно, но уже по другим причинам.
Белорусский рынок не является большим и очень прибыльным, но, как уже выше отмечалось, республика смогла сохранить немалое количество крупных предприятий, которые можно подключить к программе импортозамещения.
К примеру, уже происходит углубление взаимодействия между автомобильными компаниями КАМАЗ и БелАЗ. Белорусские предприятия могут помочь заместить западную продукцию в сфере производства станков или некоторых видов микроэлектроники. Заказы России на оборудование для последней стоимостью порядка четырех миллиардов рублей уже размещены и оплачены на площадке предприятия «Планар». Это уникальные технологии, которые будут готовы в ближайшие годы.
В перспективе Беларусь может помочь и в развитии российской IT-сферы. Уже в 2017 году республика обошла Россию в сфере IT-бизнеса с точки зрения KPI и отдачи от их деятельности. Экспорт белорусского программного обеспечения и услуг по его разработке составил порядка миллиарда долларов США, а российского — 7,5 млрд. Это при том, что в Беларуси в этой сфере было задействовано 35 тысяч программистов, а в России — около 900 тысяч.
Беларусь уже в 2017 году входила в мировой ТОП-10 по продаже компьютерных услуг на душу населения с показателем 105 долларов, а в России эта цифра в два раза меньше. Здесь отдельно надо отметить, что после 2020 года республика сталкивается с рядом сложностей в IT-сфере, однако, несмотря на это, помощь Минска в данной отрасли может оказаться полезной.
Самое главное, что Москва и Минск осознают важность взаимодействия в преодолении технологических проблем и угроз.
Надо понимать, что в современном мире технологии — это не просто прибыль или удобство пользователей. Без них сегодня невозможно серьезное экономическое развитие государств, тем более тех, которые претендуют на одну из ведущих ролей в мире.