Следует констатировать тот факт, что власти Литвы, с февраля прошлого года инициировавшие и поддерживавшие многочисленные антироссийские санкции, по сути, гробят свою промышленность. Предприятия сокращают работников и производство, будучи не в состоянии обеспечить продолжение работы без дешевых энергоресурсов и сырья из России и Беларуси. Русофобская политика может дорого обойтись правящим в республике консерваторам — падение экономики и уровня жизни населения угрожают повлиять на результаты предстоящих в будущем году президентских и парламентских выборов.
Протестуй не протестуй…
Одна из самых будоражащих литовскую общественность новостей последнего времени — закрытие предприятия Lifosa, производителя фосфорных удобрений из числа крупнейших. Дело в том, что завод является «дочкой» российской компании «ЕвроХим», которая угодила под пакет санкций, поддержанный властями Литвы.
Под персональные санкции попал и основной бенефициар Lifosa — российский предприниматель Андрей Мельниченко, который продал свою долю и вышел из совета директоров для того, чтобы спасти предприятие и вывести его из-под удара. Но в глазах официального Вильнюса этого оказалось недостаточно.
Соответственно, попавший под ограничения завод больше не может завозить сырье из России и Беларуси, производить и продавать в ЕС удобрения.
«Наложение санкций на Lifosa и прекращение продаж ее продукции, а также разрыв цепочек поставок создали безвыходную ситуацию», — заметил на прошлой неделе главный исполнительный директор EuroChem Group AG Самир Брихо.
Изначально руководство компании намеревалось законсервировать завод с сохранением рабочих мест в надежде на урегулирование вопроса в предстоящем будущем. Призрачные основания надеяться на положительный исход у «ЕвроХима» имелись — уже в будущем году в Литве пройдут парламентские и президентские выборы, которые могут привести к власти более адекватных политиков.
Возможно, по этой же причине официальный Вильнюс так спешит, что принял решение отказать в «заморозке» предприятия и настоял на его ликвидации.
Это решение действующего руководства республики означает, что без работы останутся около тысячи человек, кормильцев своих семей.
Lifosa расположен в Кедайняе; это градообразующее предприятие, обеспечивающее доход как значительному числу его сотрудников, так и жителям, занятым в сфере услуг. Перспектива превращения Кедайняя в город-призрак стала настолько осязаемой, что в конце июля сотни людей — как сотрудников завода, так и остальных горожан — протестовали в Вильнюсе.
Власти по-прежнему решительно игнорируют недовольство граждан. Они продолжают придерживаться линии антироссийских санкций, хотя прекрасно осознают, что те бумерангом бьют прежде всего по экономикам стран, которые их ввели.
Долой… промышленность
Ликвидация химзавода Lifosa — не единственный пример близорукости политики официального Вильнюса. Преданность русофобскому курсу у нынешних властей Литвы остается главным и, возможно, единственным внешнеполитическим ориентиром. Так, республика одной из первых присоединилась к антироссийским санкциям Запада вскоре после начала специальной военной операции на Украине.
В ряде случаев литовские руководители вместе с коллегами из Польши выступали инициаторами новых ограничительных мер, например, в январе этого года. В июне же Вильнюс активно торопил Брюссель с разработкой и утверждением двенадцатого пакета санкций, который должен заблокировать сотрудничество стран ЕС с «Росатомом».
Борьба Литвы с российской атомной энергетикой и советским научным наследием — вообще самая яркая и самобытная иллюстрация принципа «назло бабушке отморожу уши».
Дело в том, что собственную Игналинскую АЭС, доставшуюся от СССР, литовские власти благополучно закрыли по требованию Евросоюза еще в 2009 году, так как ее ликвидация была условием вступления страны в ЕС. Брюссель объяснял это требование якобы исходящей от «советской атомной станции» угрозой, тогда как инспекторы МАГАТЭ обоснованно считали ее самой безопасной в Европе.
Фактически же причиной закрытия АЭС был тот факт, что на 2008 год она производила самую дешевую электроэнергию в регионе. Поэтому западноевропейские лоббисты от энергокомпаний просто избавились таким образом от конкурента. Теперь, спустя 14 лет борьбы с «проклятым советским прошлым», Литва осталась, по сути, без собственной энергетики, недорогого российского газа и вообще каких-либо перспектив для промышленности.
По данным европейского статистического агентства Eurostat, спад производства в Литве достиг в этом году 7,2% и уверенно растет. Из стран Балтии большее падение только у Эстонии — 15,1%.
Помимо остановившихся в этом году химических гигантов Achema и Lifosa, приостановил работу крупнейший деревообрабатывающий комбинат Grigeo Klaipėda. Крупные металлообрабатывающие компании, такие как Metalistas Group, в целях экономии сильно подорожавшей электроэнергии вдвое и втрое сокращают производство, что неизбежно ведет к увольнению сотрудников. Аналогичная ситуация наблюдается на предприятиях пищевой промышленности и машиностроения.
Если на 1991 год Литва была развитой индустриальной республикой, то к сегодняшнему дню определение «аграрная» уверенно прописалось в начале характеристики структуры ее экономики. В прошлом году количество начавших процедуру банкротства или ликвидации предприятий в стране достигло почти тысячи, а в этом власти совсем не спешат публиковать подобную статистику.
А чудо-то голое…
События последнего времени наглядно показали, на чем базировалось так называемое «прибалтийское экономическое чудо» — на советском индустриальном наследии, дешевом газе, электроэнергии и сырье из России и Беларуси, а также на инвестициях, в том числе китайских. И все это руководство Литвы умудрилось бесповоротно похоронить, что уже привело к тяжелейшему экономическому кризису.
Вливания в экономику республики свеженапечатанных купюр из Брюсселя не спасают — искусственный рост зарплат только ускоряет рост инфляции, которая побила в прошлом году все рекорды.
При этом официальный Вильнюс не просто присоединился к западным антироссийским ограничениям, но еще и по собственной инициативе принимает законы, которые, по сути, являются индивидуальными санкциями против граждан России и Беларуси.
Из последнего — запрет россиянам и белорусам приобретать в Литве недвижимость, которая впоследствии может быть использована для легализации на территории страны. Казалось бы, инвестиции в экономику, но нет, нельзя. В общем, «стреляют себе в ноги» с мазохистским наслаждением.
Экономическая ситуация в республике может стать серьезным вызовом для правящей партии «Союз отечества — Христианские демократы Литвы». По данным свежего опроса, проведенного компанией Spinter tyrimai 20–29 июля, поддержка СО-ХДЛ колеблется в районе 10–11,8%, и в новом парламенте в следующем году она вполне может оказаться в оппозиции.
Премьер-министр Ингрида Шимоните попыталась спровоцировать досрочные парламентские выборы сейчас, пока положение консерваторов из просто ужасного не стало катастрофическим, но большинство депутатов Сейма ее инициативу не поддержали. По всей видимости, вместо быстрой катастрофы действующее правительство ждет ужас без конца. А вместе с ним и литовскую экономику.