После того как Россия покинула «зерновую сделку», киевский режим и его западные кураторы подняли очередной жалобный вой о «зверствах» Москвы, якобы обрекающей на голод беднейшие страны мира. Следом начался судорожный поиск новых маршрутов для вывоза украинской сельхозпродукции. Но так как западные соседи Украины продолжают держать свои границы «на замке», осталось только одно направление — на север, в Прибалтику. Однако перспективы у данной затеи, мягко говоря, туманные.
Комментируя сложившуюся ситуацию на саммите ЕС — СЕЛАК (страны Латинской Америки и Карибского бассейна, — прим. RuBaltic.Ru), верховный представитель ЕС по внешним делам Жозеп Боррель попытался обвинить Россию в использовании «голода как оружия». А позже, перед заседанием министров иностранных дел ЕС, заявил, что кроме вывоза украинского зерна морем в качестве альтернативы имеются и одобренные ранее «маршруты солидарности».
«Это означает, что соседи Украины должны предпринимать большие усилия. Они должны в большей степени открывать границы и способствовать транспортировке», — отметил он.
Все бы ничего, но есть одна «маленькая» проблема — сами восточноевропейские страны Евросоюза не спешат предоставлять эти самые «коридоры солидарности», так как не желают лишний раз раздражать собственных фермеров.
Как заявил премьер-министр Матеуш Моравецкий, Польша не намерена отменять запрет на ввоз сельхозпродукции с Украины. Он объяснил это решение заботой об аграрном секторе страны, а также нестабильной ситуацией на мировом продовольственном рынке.
По его словам, Варшава весьма серьезно настроена отстаивать свою позицию и не намерена подчиняться давлению Брюсселя.
«Мы на это не согласны. Мы не откроем границы и не допустим дестабилизации нашей экономики. Мы обязаны защищать польские интересы и наше сельское хозяйство», — подчеркнул премьер.
Позже министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус сообщил о достигнутой с Венгрией, Румынией, Болгарией и Словакией договоренности о продлении запрета на ввоз украинской продукции, срок окончания которого приходится на 15 сентября.
Результатом переговоров стала подписанная совместная декларация. При этом он уточнил, что данные страны по-прежнему открыты для транзита. А президент Совета ЕС по сельскому хозяйству и рыболовству Луис Планас Пучадес подтвердил принятое решение.
В ответ на это глава киевского режима Владимир Зеленский выразил надежду, что Евросоюз все же снимет эмбарго на ввоз украинского зерна.
«Любое расширение ограничений является абсолютно неприемлемым и откровенно неевропейским. У Европы есть институциональные возможности действовать более рационально, нежели закрывать границу для того или иного товара. Мы активно работаем со всеми, чтобы найти решение, которое соответствовало бы духу Европы», — заявил он.
Видимо, украинский президент не усвоил уроки вильнюсского саммита НАТО и решил, что может диктовать Брюсселю, как тому лучше решить данный вопрос. Но плаксивые и одновременно агрессивные нравоучительные пассажи явно не способствуют партнерству.
Можно вспомнить, что когда соседи Украины впервые поставили Офис Зеленского перед фактом, что они не будут участвовать в транзите, он назвал данное решение жестоким и недопустимым.
Тогда в беседе с главой Еврокомиссии Урсулой вон дер Ляйен он говорил о необходимости создания консультационной группы для мониторинга проблемных вопросов по вывозу зерновых. Но сейчас о ней Зеленский и не вспоминает.
Премьер-министр Денис Шмыгаль также ничему не научился и высказался о решении Варшавы в схожей манере, назвав его недружественным и популистским. В ответ на это, польский замглавы МИД Павел Яблонский откровенно заявил, что Польша поддерживает Киев ровно настолько, насколько это совпадает с ее национальными интересами.
«Польша не стесняется говорить об этом. С другой стороны, способом ведения политики должны быть не агрессивные твиты, а анализ того, что на самом деле Польша сделала для Украины. Думаю, что все, кто за этим следит, прекрасно знают, как выглядит ситуация», — подчеркнул Яблонский.
Как видим, киевских чиновников продолжают возить «мордой по батарее», но уже не на военном, а на зерновом «треке». Благодарности от них не дождешься. В ответ — одни придирки, сетования, жалобы и всхлипы.
Ну а поскольку никто из вышеназванной пятерки стран на встречу Украине совершенно точно не пойдет, то в качестве запасного варианта президент Литвы Гитанас Науседа предложил свой.
Он заявил, что республики Прибалтики и Польша намерены предложить альтернативный маршрут для вывоза украинского зерна. Позже письмо с данным предложением было направлено совместно литовским МИД и Министерством сельского хозяйства.
Как следует из документа, там рассчитывают серьезно нарастить перевозку украинской продукции в порты на Балтике не только автомобильным, но и железнодорожным транспортом после введения упрощенных административных процедур на польско-украинской границе, введения зеленых коридоров и переноса таможенных процедур непосредственно в пункты назначения.
В Еврокомиссии пообещали рассмотреть данную инициативу. Правда первые лица Литвы уже сетуют на «неторопливость» брюссельских бюрократов, которые не спешат давать ход делу.
Ну а пока, заместитель министра транспорта Лорета Маскалиовене заявила, что «Литовские железные дороги» начали строить терминал по смене подвижного состава возле границы с Польшей. По ее словам, на подготовку инфраструктуры имеется год. Кроме этого, нужно заключить долгосрочные соглашения с Украиной.
В Кремле прокомментировали ситуацию. Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Россия не намерена мешать реализации данных планов, но есть условие: «Для нас очень важно, чтобы разные каналы поставок не использовались киевским режимом в военных целях».
Это в некотором роде возвращает нас в начало прошлого года, когда практически сразу же после начала СВО в качестве маршрута для вывоза украинского зерна предлагалось использовать территорию Беларуси.
Взамен Запад предлагал снять санкций с «Беларуськалия» и обеспечить доступ его продукции к порту Клайпеды. Со своей стороны, Александр Лукашенко обещал дать на это согласие при условии, что Литва предоставит возможность для погрузки белорусских товаров.
Да и Владимир Путин тогда отмечал, что вывоз зерновых через порты стран Балтии в тех условиях был идеальным вариантом. Но в итоге киевский режим сам отказался от данной опции. Теперь же, спустя более чем полтора года с начала СВО ситуация в регионе кардинально изменилась.
После того, как было установлено, что черноморские коридоры для экспорта украинского зерна использовались в качестве прикрытия для совершения террористических атак, а гражданские суда перевозили оружие и боеприпасы, на инициативу Литвы следует смотреть совсем под другим углом.
Сейчас же страны Балтии ищут инвесторов, готовых вкладываться в данный проект на длительный период времени, но сможет ли киевский режим продолжать стабильно поставлять зерновые в прежних объемах в будущем — вопрос скорее риторический.
Экономика Украины — сырьевая и критически зависит от экспорта аграрной продукции, но боевые действия лишают местный сельскохозяйственный сектор перспектив. Следовательно, чем дольше будет продолжаться СВО, тем больше будут возрастать ее потери. По словам украинского экономиста Алексея Куща, у местных фермеров «резко снизилась мотивация выращивать зерно. Потому что оно продается за копейки, не приносит даже себестоимости».
Вот, собственно, и все перспективы экспорта украинских зерновых через порты Прибалтики. Когда из хранилищ выгребут последнее, вывозить больше будет просто нечего.