Между Украиной, Молдовой и Румынией идет активное выстраивание новых логистических коридоров. Главный участник этого процесса — Румыния. Бухарест решает сразу две задачи: вывоза с Украины зерна в обход зерновой сделки и ввоза на Украину оружия в обход нейтралитета Молдовы.
Летом прошлого года было подписано соглашение между Кишиневом и Бухарестом о создании нового таможенного пункта пропуска. Речь идет о строительстве и открытии КПП Леова — Бумбэта. Для его запуска необходимо построить подъездную дорогу и трансграничный мост Леова — Бумбэта, который планировалось сдать в эксплуатацию осенью прошлого года. Но из-за ряда проблем строительство затянулось, и теперь, по некоторым оценкам, объект будет сдан не ранее лета 2023-го.
В феврале этого года было подписано соглашение, согласно которому на молдавско-румынской границе будет создан общий пункт пропуска (ПП) на таможне Леушены — Албица. Уже 11 апреля в тестовом режиме на указанном ПП был запущен скоординированный контроль. Данная мера должна упростить и существенно ускорить прохождение таможенных процедур.
В апреле стало известно, что в эксплуатацию введена грузовая железнодорожная ветка между станциями Березино и Бесарабяска (между Украиной и Молдовой). Данная линия не использовалась с конца 90-х годов. В прошлом году восстановили 20 километров железнодорожного полотна, и 22 августа было объявлено о запуске движения на участке. Однако фактически семь месяцев поезда не ходили из-за отсутствия таможенно-пограничной инфраструктуры. Теперь магистраль заработала. Эта ветка построена в обход территории Приднестровья, и она теперь является самым коротким путем сообщения Украины с румынскими портами.
Ключевая задача всех этих проектов — упростить логистику между территорией Украины и румынскими портами.
Цели здесь две: во-первых, с прошлого года Румыния старается стать одним из главных бенефициаров экспорта украинской сельскохозяйственной продукции. Бухарест создает условия для того, чтобы экспорт через ее территорию увеличивался, но этому препятствует неразвитость логистических коридоров. Реализация вышеуказанных проектов позволит как минимум частично решить эту проблему.
Уже в 2022 году немалая часть аграрной продукции с Украины экспортировались через порт Констанца. Такая ситуация сохраняется до сих пор.
Фактически Киевом при посредничестве Кишинева и Бухареста ведется параллельный экспорт в обход «зерновой сделки», согласно которой украинская сельхозпродукция продается через три порта на территории Украины: Одессы, Южного и Черноморска.
В разрезе перспектив «зерновой сделки» напрашивается еще один вывод. Румынский порт Констанца является одним из крупнейших на Черном море. По данным из открытых источников, его пропускная способность составляет примерно 100 миллионов тонн в год. Данный показатель выше, чем у портов Одессы и Южного вместе взятых, и сравнительно немного уступает пропускной способности всех украинских портов, задействованных в «зерновой сделке».
Учитывая фактическое положение дел с выполнением нашими контрагентами своих обязательств в рамках «Черноморской зерновой инициативы» (точнее, отсутствие выполнения обязательств), на Западе могут понимать, что «сделка» продлена не будет, а это означает, что нужно искать запасные варианты. Один из самых удобных альтернативных маршрутов — задействование порта Констанцы. Не исключено, что сейчас идут процессы выстраивания логистики под реализацию этого сценария.
Второй аспект новых транспортных коридоров между Румынией, Молдавией и Украиной — военный.
В обратном направлении вышеуказанный маршрут можно использовать для доставки на украинскую территорию снарядов, военной техники и топлива.
Это не самый удобный вариант с географической точки зрения, зато он безопаснее, так как грузам нужно проезжать куда меньшее расстояние по территории Украины до линии фронта, чем при перевозе их через Польшу, что позволяет значительно снизить вероятность попадания под обстрелы.
Все вовлеченные стороны при этом пренебрежительно игнорируют Конституцию Республики Молдова и закрепленный в ней принцип нейтралитета.
Но какие к ним могут быть претензии, если свою Конституцию пренебрежительно игнорирует сама Молдова?
Младший научный сотрудник Института экономики РАН Максим Бороденко