В эти дни в Санкт-Петербурге проходит международный экономический форум. В нынешней нестабильной международной обстановке, когда мир стремительно фрагментируется на макрорегионы, пристальный интерес вызывает обсуждение вопросов кооперации на евразийском пространстве. Отдельную роль здесь играют Россия и Беларусь, которые уже представили пример успешных интеграционных проектов как в рамках Союзного государства, так и в ЕАЭС.
С 14 по 17 июня в Северной столице России проходит очередной Петербургский международный экономический форум, который является одним из самых масштабных и значимых деловых событий в мире. В 2022 году в мероприятиях ПМЭФ приняли участие более 14 тысяч человек из 130 стран мира, 81 государство направило своих официальных представителей. И это несмотря на все усилия коллективного Запада по международной изоляции России.
В этом году форум также проходит в напряженной обстановке, обусловленной событиями на Украине. Политическая и экономическая фрагментация мира продолжается, а на первый план все более настойчиво выходит проблематика формирования региональных интеграционных объединений.
Все это накладывает свой отпечаток и на повестку ПМЭФ-2023, определяющую роль в которой начинают играть вопросы импортозамещения, дедолларизации, а также выстраивания кооперационных связей со странами бывшего Советского Союза и с другими государствами незападного мира.
Тема отношений Москвы и Минска на форуме также звучит достаточно громко. Союзное государство — наиболее продвинутое политическое и экономическое объединение на постсоветском пространстве. Для белорусских предприятий и бизнеса ПМЭФ-2023 — отличная возможность завести новые контакты и связи, продвигая свою продукцию на рынки России и других государств.
Особенно символичным для Беларуси является то, что мероприятие проходит в Санкт-Петербурге, ведь именно Северная столица и Ленинградская область среди российских регионов становятся ведущими экономическими партерами республики после того, как порты государств Прибалтики оказались для нее закрыты по политическим причинам.
В рамках ПМЭФ будут работать тематические секции, посвященные Союзному государству («Союзное государство: стратегия взаимодействия России и Беларуси») и евразийской интеграции («Диалог интеграций: партнерство вместо конкуренции»).
В 2023 году завершается реализация 28 союзных программ, обозначивших основные приоритеты экономического сотрудничества России и Беларуси на трехлетний период.
Очевидно, на ПМЭФ будут обсуждены итоги их реализации, а также новые концептуальные предложения по дальнейшему развитию интеграции России и Беларуси.
В числе тем в рамках белорусско-российской проблематики также заявлены вопросы импортозамещения, взаимодействие бизнес-сообществ двух стран, укрепление кооперации белорусских и российских предприятий, равные условия хозяйствования на рынке Союзного государства, укрепление технологического суверенитета Беларуси и России.
Важной темой также станет взаимодействие разных интеграционных форматов на евразийском пространстве. Как сделать это взаимодействие более эффективным, а также избежать ненужных пересечений и противоречий между разными структурами?
Вопрос далеко не праздный. То же Союзное государство оплетено настоящей сетью отношений с другими проектами. Официальные Минск и Москва являются участниками сразу целого ряда объединений, что далеко не всегда благотворно сказывается на кооперации непосредственно между ними.
Пожалуй, самой основной проблемой является разграничение функций между Союзным государством и ЕАЭС, в состав которого входят и Беларусь, и Россия. Эти форматы выглядят дополняющими друг друга, однако в ряде случаев ЕАЭС, как ни странно, тормозит Союзное государство.
В частности, до политического кризиса 2020 года официальный Минск стремился сделать трек ЕАЭС более приоритетным по сравнению с Союзным государством, что объяснялось нежеланием белорусской стороны в тот период углублять политическую интеграцию, чего требовало Союзное государство. Сегодня это уже неактуально, однако долгое время этот фактор играл немаловажную роль.
Недавняя заочная полемика между Александром Лукашенко и Касым-Жомартом Токаевым по поводу возможного участия Казахстана в Союзном государстве вплоть до размещения там российского ядерного оружия также указывает на то, что между этими двумя интеграционными форматами существует определенный конфликт интересов.
Беларусь долгое время участвовала в европейской инициативе «Восточное партнерство». Сегодня членство официального Минска в этой организации приостановлено, однако на протяжении долгого времени это оказывало крайне негативное воздействие на белорусско-российские отношения.
Беларусь в настоящее время является наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества, однако Минск рассчитывает на скорое полноправное присоединение к ШОС.
Если это произойдет, Союзное государство в полном составе окажется в организации с участием крупнейших евразийских держав — Китая, Индии, Ирана и прочих. Это, в свою очередь, ставит вопрос о выработке совместной политики Москвы и Минска в рамках данного объединения.
Наконец, остается открытой судьба Содружества независимых государств, которое долгое время было основным форматом взаимодействия постсоветских государств, однако с развитием других интеграционных форматов все более отходит на второй план.
Таким образом, Петербургский международный экономический форум является важным событием в деле кооперации России и Беларуси. Он не только позволит укрепить производственные и деловые связи между странами, но и поспособствует более четкому пониманию роли и места Союзного государства в меняющемся мире и в рамках интеграционных объединений на евразийском материке.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН