Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, выступая по радио, назвал Украину «несуществующей в финансовом смысле страной». Киевский режим отреагировал на это высказывание истерично, что, в принципе, уже не удивляет. Ведь глава венгерского правительства сказал правду. Нынешняя Украина бьет все мыслимые мировые антирекорды государственной несостоятельности: ее экономика рухнула, а Западу она нужна только в качестве одноразового оружия, направленного против России.
Премьер-минстр Венгрии Виктор Орбан в интервью венгерскому Radio Kossuth назвал Украину «несуществующей в финансовом смысле страной». Он откровенно заявил, что если бы Запад перестал содержать киевский режим, то боевые действия уже давно бы закончились.
«Мы платим за украинские пенсии, зарплаты, здравоохранение. Понятно, что это не может продолжаться бесконечно», — подчеркнул глава венгерского правительства.
В Киеве на такую откровенность обиделись. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал эти слова «циничными» и упрекнул официальный Будапешт в том, что тот сам получает дотации от ЕС, а Европа, мол, финансирует Незалежную в интересах собственной безопасности.
Представитель украинского ведомства при этом очень сильно покривил душой, пытаясь делать хорошую мину при плохой игре.
ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения в Венгрии даже в «хороший» для Украины 2021 год был почти в три раза выше. Недавно официальный Брюссель, наказывая Будапешт за слишком независимую позицию, заморозил тому транши примерно на 6,3 млрд евро. Вот только венгерский ВВП в 2021 году составил в номинале около 181 млрд долларов США, а в пересчете по ППС — 362 млрд. Поэтому «евросубсидии» играют в экономической жизни страны далеко не решающую роль.
Для сравнения, расходная часть бюджета Украины на 2023 год составляет около 60 млрд долларов. Нехватка средств в нем оценивается почти в 40 млрд. Покрывать их планируется за счет займов денег на Западе, включая кредиты МВФ. Так что возмущение и «контраргументы» Николенко просто нелепы.
Конечно, одалживать деньги можно, когда свет в конце тоннеля все-таки виден. Но это — категорически не про Украину.
Украинский Госстат на днях опубликовал предварительную оценку макроэкономических показателей страны за 2022 год. Понятно, что это «ванильные» приукрашенные данные, но даже они катастрофичны. Так, падение реального ВВП даже сам Киев оценил на уровне 29,1%, а экспорта — на 42,4%.
Как пишет издание Страна.UA, в разрезе базовых видов экономической деятельности падение валовой добавленной стоимости составило в сельском хозяйстве 28,4%, в добывающей промышленности — 32,2%, перерабатывающей — 43,1%, энергетике — 32,5%, строительстве — 67,6%, торговле — 30,9%, транспорте — 44,3%. Объемы промышленного производства на Украине, по официальным данным, за 2022 год упали на 36,9%.
«Это оптимистичные пририсовки. В реальности во многих регионах Украины любые производства остановились полностью. Работать может, наверное, разве что "военка". Объективно гражданская промышленность обвалилась у них где-то на 70–80%», — заявил в комментарии RuBaltic.Ru крымский предприниматель Алексей (имя изменено), работающий в новых регионах России.
По данным Госстата, металлургия, которая еще недавно была одной из основных отраслей экономики Украины, в 2022 году обвалилась на 67%.
«Чтобы перезапустить производство в отрасли и снова зарабатывать миллиарды валютных поступлений, необходимо разблокировать украинские порты — это самое важное условие для дальнейшей работы всей металлургической отрасли», — пишет «Страна».
Все печально даже в сельском хозяйстве, ставшем после госпереворота 2014 года ведущей отраслью экономики Украины.
«Показатель EBITDA крупных агрохолдингов Украины снизился в 2022 году против предыдущего более чем в четыре раза: если в 2021 году он составлял 857 $/га, то в 2022-м упал до уровня 207 $/га… При этом другой важный показатель эффективности бизнеса — рентабельность оборотного капитала — демонстрирует снижение в 4,8 раза: 91% в 2021 году против 19% в 2022-м. Среди основных причин такого падения аналитики выделяют подорожание ресурсов и снижение цен на агропродукцию», — пишет украинский телеграм-канал «Резидент».
Всемирный банк, который еще недавно прогнозировал рост экономики Украины в текущем году на 3,3%, понизил свой прогноз на 0,5%. Но и эти цифры взяты фактически с потолка. Что в принципе произойдет в текущем году, совершенно непонятно.
Предсказывать что-то действительно сложно, ведь в будущем западные кредиты существенно уменьшатся. В бюджет США на 2024 год заложено всего шесть миллиардов долларов на поддержку киевского режима, при том что в прошлом году было перечислено 44 миллиарда.
На этом фоне западные рейтинговые агентства и международные финансовые учреждения уже понижают ожидаемые экономические показатели Украины. Так, например, S&P снизило кредитный рейтинг страны с «CCC+» до «CCC» с отрицательным прогнозом.
Запад не только не оказывает Незалежной системной помощи, но и наживается на ее проблемах.
«МВФ планирует заработать на кредитовании Украины по новой программе 6,9% годовых», — заявил руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.
«МВФ видит Украину бедной, медленной страной с сильнейшей зависимостью от доброй воли внешних доноров на ближайшее десятилетие», — уверен экономист Ярослав Романчук.
Госдолг Незалежной в целом на сегодняшний день вырос до рекордных 132 млрд долларов. К концу года он должен превысить 100% ВВП страны.
«"Помощь" МВФ фактически превращает украинцев в рабов, которые должны будут десятилетиями выплачивать долги за государство. Так, на прошлой неделе Фонд утвердил пакет помощи в размере 15,6 млрд долларов, но отметил наличие "чрезвычайных рисков" для программы», — отмечают авторы «Резидента».
Украина уже превратилась в несостоявшееся государство. И Виктор Орбан абсолютно прав, говоря о том, что ее экономики не существует. Запад оплачивает Киеву исключительно боевые действия против России и не дает ни цента на институциональное развитие экономики и инфраструктуры. Поэтому единственный шанс на возрождение для украинцев — прекращать бессмысленные боевые действия против Донбасса и начинать договариваться с Россией.