На фоне усиления русофобской риторики Майи Санду и правящей партии PAS Молдова вернулась к покупке российских энергоносителей. Сделано это вовсе не из-за того, что в головах молдавских руководителей возобладал разум, тем более что разрыв с Россией сказочно обогащает так любимую ими Румынию. Просто официальный Кишинев мечется между диктуемым Западом наставлением разорвать все связи с Москвой и боязнью окончательно добить экономику республики.
Дихотомия по-кишиневски
Последние дни марта Майя Санду встретила в украинской Буче в компании премьер-министров Хорватии и Словакии, Словении и, конечно же, Владимира Зеленского. Мероприятия прошли скомканно: президент Молдовы отметилась дежурными призывами к западному сообществу усиливать помощь киевскому режиму, бороться с Россией и учредить международный трибунал по военным преступлениям на территории Украины.
«Молдова поддерживает Украину и верит в ее победу», — подчеркнула Санду после траурных церемоний.
Несмотря на все эти русофобские эскапады, особенно иронично ее слова прозвучали на фоне того, что молдавское правительство в это же время подписало крупный контракт на покупку электроэнергии у Молдавской ГРЭС, принадлежащей Интер РАО, в течение всего следующего полугодия.
Российская компания была основным поставщиком для Молдовы на протяжении всех последних тридцати лет. В годы прихода к власти в Кишиневе прозападных политических сил, как правило, доля поставок с МолдГРЭС снижалась, а разница докупалась у украинских производителей. Однако довольно скоро все возвращалось на круги своя.
Во многом это связывалось как с разницей в цене (электричество с Украины было на 15–20% дороже), так и с качеством поставок. Расположенная в Приднестровье станция имеет мощности и для передачи электроэнергии, и для выравнивания напряжения и стабилизации всей энергосистемы. Ничем подобным украинские конкуренты никогда похвастаться не могли.
После победы на выборах пропрезидентской партии PAS в 2021 году идея отказа от российских энергоносителей стала одной из главных в риторике официального Кишинева. Санду и ее команда подавали это населению как «борьбу за независимость от России». С такой целью власти системно снижали количество приобретаемой в Приднестровье электроэнергии, публично пообещав в будущем вовсе от нее отказаться. Госкомпания Energocom компенсировала недостающие объемы все более возрастающими закупками на Украине и в Румынии.
Впрочем, уже к декабрю прошлого года стало ясно, что общая зависимость Молдовы с Приднестровьем от поставок дешевых газа из России и электроэнергии с МолдГРЭС критически важна для выживания экономики страны.
В конце марта «борьба за независимость» закончилась, похоже, капитуляцией Кишинева. Energocom cообщила, что вернулась к покупке электроэнергии из Приднестровья. По новому контракту именно российская ГРЭС будет основным поставщиком для молдавских сетей следующие полгода. Стороны договорились, что Молдова станет закупать по 282 тысячи МВт/ч в месяц по цене 66 долларов США за МВт/ч.
Дорогие братья
Новый контракт выгоднее предыдущего, по которому российская электроэнергия обходилась Кишиневу на семь долларов за Мвт/ч дороже. И уж гораздо выгоднееe украинского и румынского предложений. По первому расценки достигали 100 евро за МВт/ч. По второму бухарестские партнеры выстроили целую систему цен: ночью электроэнергия обходилась в 100 евро за МВт/ч, утром — от 140 до 274 евро за МВт/ч, а вечером, в период пиковых нагрузок, от 184 до 351 евро за МВт/ч.
Для «румынских братьев» попытка Молдовы отказаться от российских электроэнергии и газа оказалась настоящим Клондайком.
Исключительно благодаря поставкам этих двух видов продукции во второй половине прошлого года товарооборот двух стран вырос сразу на 50%, до 3,6 млрд долларов. Энергетические компании Румынии закрывали год с рекордной прибылью.
Единственный румынский оператор объектов атомной энергетики Nuclearelectrica, ставший одним из главных поставщиков электричества для Молдовы, сообщил об увеличении доходов вдвое по сравнению с 2021 годом. Hidroelectrica сообщает о росте выручки в 9,1 млрд леев, что на 40% больше предыдущего финансового периода. И это несмотря на снижение официального производства электроэнергии.
Другие румынские компании также докладывают о сверхприбылях: Transelectrica — на 67%, Romgaz — 313%, австрийско-румынская OMV Petrom — 260%. Последняя вообще добилась рекордной выручки, несмотря на объявленную правительством Румынии национальную кампанию бойкота ее товаров.
Посещая Бухарест со своим первым официальным зарубежным визитом в новом статусе, глава молдавского Кабмина Дорин Речан не без пафоса объявил о закреплении за Румынией статуса первого торгового партнера Молдовы. Правда, обошлось это «стратегическое сближение» молдавским гражданам недешево.
За прошлый год тарифы в республике поднимали не меньше четырех раз. Отопление, цена на электроэнергию и газ для рядовых потребителей выросли в 3–5 раз. Складывавшаяся социально-экономическая ситуация угрожала натуральным антиправительственным бунтом, в связи с чем уже Евросоюз пошел на крайне необычные для себя меры поддержки.
Всего на протяжении прошлого года Брюссель выделил Кишиневу для выплаты уязвимым слоям населения компенсаций за коммунальные счета и отопление 250 млн долларов. Но даже этого оказалось недостаточно, и население вынуждено было жестко экономить расход газа и электричества.
При росте инфляции до рекордных (как и румынские прибыли) 30%, удорожании цен на продукты питания и товары первой необходимости немудрено, что геополитические амбиции прозападного руководства Молдовы столкнулись с приземленной реальностью: без российских газа и электричества стране просто не выжить.
Один шаг до катастрофы
Капитуляция по вопросу обеспечения электроэнергией вовсе не означает, что Молдова откажется от антироссийской риторики. Это убедительно доказала Майя Санду, в день подписания контракта с МолдГРЭС поехавшая на Украину.
Отношения прозападных молдавских властей с «Газпромом» складываются, мягко говоря, нехорошо.
Официальный Кишинев на протяжении последних месяцев не только неоднократно заявлял о намерении разорвать все контракты с Москвой, но и делал в этом направлении практические шаги.
Так, совместному с «Газпромом» молдавскому предприятию «Молдовагаз» был навязан крупный кредит, под видом возмещения которого происходят попытки изъять находящиеся в собственности компании газотранспортные сети и компрессорные станции. Кроме того, правительство Молдовы неоднократно отказывалось погашать не только накопившийся у Приднестровья долг за российский газ (более 8 млрд долларов), но и долг правобережной части республики в размере более 700 млн долларов.
Этой весной должен пройти международный независимый аудит, по итогам которого, как рассчитывает российская компания, молдавская сторона погасит задолженность. Договоренность на этот счет была заключена больше года назад, но до сих пор никакой экспертизы Молдова так и не провела.
Вместо этого Кишинев все последнее время предпочитает шантажировать Москву угрозами отключить подачу газа Приднестровью и полностью разорвать какие-либо контрактные отношения с «Газпромом». Впрочем, воплощения угроз в реальность мы вряд ли дождемся.
Новый молдавский министр энергетики Виктор Парликов в недавнем интервью спрогнозировал, что прекращение поставок российского газа в непризнанную республику приведет к гуманитарной катастрофе.
«Надо смотреть на ситуацию реально. Если на левом берегу они останутся без бесплатного газа, там рухнет экономика. Нужно создать людям оттуда возможности для интеграции в экономику Молдовы и найти средства для поддержки тысяч людей, которые не побегут в Россию или на Украину, а попытаются решить проблемы тут», — отметил он.