Введенные Западом после начала специальной военной операции на Украине антироссийские санкции серьезным образом изменили логистические цепочки по всей Евразии. Искусственно ограничивать белорусский экспорт начали еще раньше. В этих враждебных условиях развитие транспортной инфраструктуры Союзного государства становится жизненно необходимой задачей для Москвы и Минска.
14 марта 2023 года в Брянске на заседании Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по энергетике и транспорту были рассмотрены актуальные вопросы функционирования транспортного рынка Союзного государства. Особое внимание уделили реализации совместных программ в области транспортного контроля, регулирования, а также обеспечения функционирования объединенной транспортной системы.
Транспортная инфраструктура является, без преувеличения, становым хребтом любого интеграционного объединения, и Союзное государство — не исключение. России и Беларуси в наследство от СССР досталась единая система, что существенно упрощает взаимодействие в этой сфере.
В условиях конфронтации с Западом и нарастающего санкционного давления развитие транспортной инфраструктуры обеих стран приобретает особое значение.
Дестабилизация экономик Беларуси и России — одна из стратегических задач Вашингтона и Брюсселя. Обеспечение надежных коммуникаций и товарооборота как внутри Союзного государства, так и в рамках сотрудничества с внешними партнерами — ключевой фактор экономической устойчивости обеих стран.
События последних лет радикально изменили логистику. Из-за санкций против России, введенных ЕС, заметно упал товарооборот на западном направлении, а многие логистические коридоры потеряли свое значение. Так, существенно снизилась перевалка грузов через балтийские порты Ленинградской области и большой порт Санкт-Петербурга. Напротив, резко возросла транспортная нагрузка на дальневосточном направлении.
В принципиально новых для себя условиях оказалась и Беларусь. Для экспорта своей продукции на внешние рынки она долгие годы использовала порты Литвы, Латвии и Украины.
Через них же в республику попадала значительная часть импорта. Собственно, эти особенности логистики во многом предопределяли и многовекторный внешнеполитический курс Минска, хотя о рисках тесного экономического сотрудничества с соседями, избравшими евроатлантическую интеграцию, предупреждали давно.
Сегодня эти негативные прогнозы сбылись в полной мере: белорусский экспорт оказался в блокаде со стороны Запада, а единственным окном во внешний мир для него остается Россия.
В этих условиях для Беларуси резко возрастает значение российских портов, и прежде всего в Ленинградской области как наиболее географически близкой. В настоящее время они играют ключевую роль для продажи белорусской продукции на внешние рынки. Сегодня осуществляется взаимодействие с 19 портами России.
В соответствии с межправительственными соглашениями Беларусь направляет через них нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, товары деревообработки. Учитывая падение грузооборота со странами Запада, приток белорусских грузов весьма важен для портов России на Балтике.
В феврале 2022 года Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о строительстве Беларусью собственного терминала рядом с новым портом Бронка. С момента введения его в эксплуатацию стоимость логистики для белорусского экспорта будет значительно снижена.
Кроме того, официальный Минск планирует построить свой порт в Мурманской области, чтобы иметь возможность использовать преимущества Северного морского пути.
Блокада со стороны Запада стимулирует развитие транспортных коммуникаций Беларуси с государствами Азии и Дальнего Востока. Опять же, ключевая роль в функционировании этого направления принадлежит России как транзитному государству. В последнее время налажены железнодорожные поставки калия в КНР, прорабатываются маршруты перевозок белорусской продукции в Иран. В 2022 году в Китай было отправлено более 700 контейнерных поездов.
Нельзя забывать, что Беларусь по-прежнему остается важным транзитным государством ЕАЭС: ежедневно через ее границы перемещается более 1,5 тысячи грузовых автомобилей. Более того, в свете текущей геополитической ситуации роль республики в этой сфере только возрастает. В условиях фактического разрыва транспортных сообщений России с Украиной и странами Прибалтики Беларусь превратилась в своего рода «бутылочное горлышко» для евразийских транспортных коммуникаций.
В этой связи не могут не тревожить односторонние действия официальной Варшавы, в результате которых оказалось закрыто большинство погранпереходов на белорусско-польской границе, что существенно замедлило и осложнило транзит.
В ноябре 2022 года было одобрено подписание соглашения между правительствами России и Беларуси о судоходстве по внутренним рекам. Например, Беларусь располагает тремя с половиной тысячами километров водных путей, пригодных для судоходства. Во времена СССР этот вид перевозок был важной и развитой отраслью транспортных сообщений, которую практически полностью уничтожили в постсоветский период. Ее возрождение должно стать одной из важнейших задач, поставленных перед Москвой и Минском.
Необходимым остается и развитие пассажирских перевозок внутри Союзного государства. К сожалению, в этой области по-прежнему есть много проблем, обусловленных не до конца понятным ценообразованием. На железнодорожном транспорте между Россией и Беларусью продолжает применяться межгосударственный тариф, из-за чего цены билетов на поезда оказываются существенно выше, чем на маршрутах внутри каждой из стран. Как следствие, сама сеть маршрутов постоянно сокращается.
С аналогичной проблемой сталкиваются и авиаперевозчики. Ситуация в этой сфере усугубляется монополией компании «Белавиа» на авиационном рынке Беларуси.
Таким образом, в области транспорта и логистики у официальных Москвы и Минска много работы, которая связана как с приспособлением к новой геополитической реальности, так и с преодолением многочисленных узких мест, доставшихся в наследство от предыдущих эпох.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН