Вот уже больше месяца прошло, как официальная Варшава закрыла последний контрольно-пропускной пункт на границе с Беларусью, через который осуществлялись грузовые перевозки между Евросоюзом и Союзным государством. Сразу после этого в соседней Литве начали скапливаться фуры со всей Европы, а международные компании стали нести многомиллионные убытки. При этом сама Польша не только лишилась солидных поступлений в бюджет, но и спровоцировала в якобы братской стране транспортный коллапс, грозящий перерасти в социальный кризис.
Решение властей Польши с 21 февраля ограничить движение автотранспорта через контрольно-пропускной пункт Кукурыки — единственный, который к тому моменту еще принимал грузовые автомобили на границе с Беларусью, не лучшим образом сказалось на соседней (и, по идее, союзной полякам) Литве.
Прибалтийская республика, после того как транспортный поток устремился через ее территорию, пережила настоящий логистический коллапс.
На литовских дорогах скопились сотни грузовиков, перевозящих товары как из Евросоюза в Российскую Федерацию и Беларусь, так и в обратном направлении. И хотя после приложения титанических усилий ситуацию удалось относительно стабилизировать, специалисты уверены, что это ненадолго.
Необходимо отдать Польше «должное» — в своей глупости она вполне последовательна. Начав с прекращения движения большегрузов через КПП Брузги–Кузница еще в ноябре 2021-го, поляки продолжили процесс, в середине февраля этого года закрыв пункт пропуска Берестовица–Бобровники. Теперь же свою «миссию» они окончательно выполнили.
Вопрос: чего именно они хотят этим добиться?
Вероятнее всего, принимая решение об окончательном прекращении движения фур через белорусско-польскую границу, Варшава рассчитывала нанести мощный удар по экономике Союзного государства. Но тут стоит заметить, что гадость изрядно запоздала.
Дело в том, что принятый еще в апреле прошлого года пятый пакет санкций включал в себя запрет въезда на территорию ЕС российских и белорусских автопоездов. В качестве ответной меры РБ и РФ также прибегли к запрету в отношении европейских дальнобойщиков, но поступили умнее: разрешили перецеплять или перегружать фуры на своих приграничных площадках, после чего груз мог следовать дальше уже с помощью дружественных перевозчиков. То есть, насколько возможно, минимизировали собственный ущерб от встречных санкций.
То, что любые санкции — это палка о двух концах, уже понимают даже на Западе.
Осознают (хотя и не хотят признаваться в этом даже самим себе) и в Польше, и в Литве. Однако с упорством, достойным лучшего применения, продолжают, как сейчас модно выражаться, «стрелять себе в ноги».
Например, литовцы, дабы не отставать от старших польских братьев, поспешили в одностороннем порядке прекратить взаимодействие с таможенными и пограничными ведомствами Беларуси по бесперебойному функционированию границы. И тем самым еще более усугубили и без того критическую ситуацию, сложившуюся после того, как поляки окончательно перекрыли свои КПП, ожидаемо захлебнувшись в транспортных потоках.
Стоит также отметить, что в случае с Калининградской областью РФ Литва действовала практически аналогично, искусственно замедляя трансграничный транзит и создавая пробки на пропускных пунктах. И удивляться тому, что этот сомнительный метод «работы» с соседями теперь ударил по самим литовцам, по меньшей мере, глупо.
Существует еще один немаловажный нюанс.
Введенные ограничения в отношении транспортных средств, не зарегистрированных в ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли, срикошетили по перевозчикам из Сербии, Македонии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Турции и целого ряда других стран. Казахстанская национальная палата предпринимателей уже подсчитывает миллионные убытки своих компаний.
Кроме того, на просторах Польши после вступления решения тамошнего правительства в силу застряло множество «дальнобоев» из Казахстана, которым пришлось пробиваться обратно на родину через литовские адские пробки. Забеспокоились и в Узбекистане, инициировав срочные переговоры с Вильнюсом о следовании своих фур через территорию прибалтийской республики.
В самой Литве также заговорили о том, что многокилометровые очереди на въезд в Беларусь чреваты возможностью социального кризиса в стране. Местные СМИ приводят слова представителя национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Зенонаса Буйвидаса, который сетует на недостаточно быструю работу литовской таможни: «Очевидно, что им не хватает людей, люди туда не идут работать, там много бюрократии, разных обязательств. Очереди будут расти, только немного погодите!»
У любого мало-мальски мыслящего человека при рассмотрении создавшейся ситуации неизбежно возникает вопрос: а зачем, собственно, Варшаве это было нужно?
Ведь Польша на протяжении многих десятков лет зарабатывала (и очень даже неплохо) именно на автомобильном транзите грузов из Азии в Европу и обратно. А теперь лишила свой бюджет солидных поступлений, а своих граждан — стабильного заработка. Ведь грузоотправители уже начали массово отказываться от услуг польских компаний, предпочитая перевозчиков, зарегистрированных в других странах.
Транспортный эксперт, гендиректор консалтинговой компании в области транспорта и логистики «Инфра Проекты» Алексей Безбородов по поводу действий Польши высказался предельно откровенно и даже эмоционально:
«Какая логика может быть у селюков? Да никакой! Это у нас, как у здравомыслящих людей, которые живут, занимаются бизнесом, всегда есть какой-то расчет. У них же, судя по всему, этих расчетов попросту нет, одни только спонтанные действия. Люди с IQ ниже 70 занимаются своим дурацким делом. Они это делают даже не из вредности и не от глупости, а просто руководствуясь животным инстинктом.
Что касается бизнесменов польских или литовских — я лично знаком со многими из них — они, в большинстве своем, абсолютно нормальные, вменяемые люди. Во всяком случае, деньги считать умеют. И если бы от них что-то зависело, то никакого транспортного кризиса никогда бы не было. Но что поделаешь, если по политической линии у них отрицательный отбор прошел!»