О тотальной коррумпированности киевского режима говорят даже на Западе. Официальные представители США и ЕС постоянно задаются вопросом, куда же испаряются выделяемые Украине финансовые транши. Но откровенно надувать своих союзников-соседей — это что-то новое. Дружественные отношения Киева и Бухареста омрачил дунайский скандал. Предпринятые украинской стороной в одностороннем порядке работы в русле реки не только нарушают прежний торговый регламент в этой зоне, но и угрожают экологии. Попытки же румынских властей разобраться в ситуации натыкаются на обвинения в «распространении российской пропаганды».
Напряжение между Румынией и Украиной накапливались всю осень и всю зиму из-за работ в русле дельты Дуная. Когда же они оказались практически завершены, тайное стало явным.
Для украинской стороны углубление реки действительно имеет огромное значение — это своеобразное «окно в мир». Поэтому неудивительно, что официальный Киев даже сумел убедить Еврокомиссию частично взять на себя финансирование работ. Проблему составляли только действующие соглашения с Румынией об использовании каналов дельты Дуная в целях торгового судоходства, а также международные экологические положения, запрещавшие такого рода работы.
Поэтому Украина изначально заявляла о расчистке русла, удалении ила и останков технического загрязнения акватории каналов. В общем, все подавалось как сугубо умеренное мероприятие, еще и полезное с точки зрения экологии.
Когда же румынские ученые и эксперты внимательно изучили вопрос, вспыхнул скандал.
«Небольшой и экологически полезный проект» оказался серьезными работами в каналах Килия и Быстрое, которые в результате углубили с пяти до восьми метров, а местами еще больше. Отныне украинские торговые порты на Дунае смогут принимать и отгружать примерно вдвое больше грузов на судах с куда большим тоннажем, чем до сих пор.
В Киеве уверены, что это позволит увеличить товарооборот. Может быть, даже вернуть показатели экспорта к прошлогодним, хотя гавани черноморского побережья в большинстве своем по-прежнему заблокированы. Исключение составляют лишь порты — участники «зерновой сделки», но и из них судоходство осуществляется с задержками в виде инспекций ООН, Турции и РФ в Анкаре.
При этом, как выяснилось, украинскую сторону совсем не беспокоит тот факт, что из-за проведенных на деньги Еврокомиссии работ обмелеют дунайские каналы, контролируемые Румынией, в первую очередь Сулина. А следовательно, и без того страдающее от избытка украинских грузов румынское речное судоходство «сдуется» еще сильнее. О последствиях для экологии и говорить не приходится — даже украинские экологи переживают, что теперь под угрозой оказался Дунайский биосферный заповедник, а также биомы каналов и всей дельты реки.
Скандал не вспыхнул бы так ярко, если бы не украинская заносчивость и брюссельская простота.
О проведении дноуглубительных работ сообщило в своем аккаунте в соцсетях Министерство инфраструктуры Украины, при этом неоднократно подчеркнув, что судоприемные возможности портов достигли новых значений «впервые в истории». Впрочем, чиновники достаточно быстро опомнились и удалили сообщение. Вместо него появилось разъяснение, что в русле канала проводились лишь профилактические работы.
Не успели в Бухаресте зафиксировать предполагаемые нарушения с украинской стороны, как «зрада» подкралась с тыла — из Брюсселя. Исполнительный орган ЕС попросил представительство Румынии в Евросоюзе дать положительную оценку постановлению об углублении каналов Килия и Быстрое. Согласно запросу, «Еврокомиссия оценила бы ответную реакцию Румынии на предложения Украины по включению каналов Килия и Быстрое в Трансевропейскую транспортную сеть (TEN-T)».
Официальный Бухарест немедленно возмутился вероломству и Киева, и Брюсселя. Премьер-министр Николае Чукэ распорядился вызвать украинского посла в Румынии в МИД и затребовать проверку работ, проведенных на канале, собственными техническими средствами.
«Нам необходимо проверить и подтвердить эти данные, проникнуть в канал, чтобы сделать необходимые замеры. Глубина составляет 3,5 метра; все, что ее превышает, означает углубление канала», — подчеркнул глава правительства и пообещал дойти в разбирательствах до Еврокомиссии.
Брюссель действительно заинтересовался инцидентом и направил группу экспертов для изучения ситуации на месте. Комиссия приступила к работе 1 марта и вынесет свой вердикт, как ожидается, к 10 числу. Однако так сразу и не скажешь, на чьей они стороне и в чью пользу в итоге разрешится конфликт.
Румыния попыталась было ввести в русло свои корабли технического надзора и провести исследование самостоятельно, но украинские органы этому воспрепятствовали. При этом Киев потребовал от соседей сначала подписать согласие на одобрение дноуглубительных работ, а потом пытаться что-то там измерять.
Более того, украинское посольство в Бухаресте обвинило румынские власти в содействии Москве.
Как заявлено в официальном сообщении дипмиссии, посол посоветовал «ответственно продвигать публичную информацию, чтобы не навредить двусторонним отношениям и не разжигать российскую пропаганду».
По версии украинской стороны, никаких «особых» дноуглубительных работ в каналах Килия и Быстрое не проводилось, а речь идет «исключительно о поддержании водного пути, то есть обеспечении безопасности судоходства путем поддержания текущих технических характеристик, а также устранении последствий естественного засорения». Однако, несмотря на заявленную кристальную чистоту намерений, румынских экспертов Киев в каналы до сих пор так и не пустил.