Мало какие страны Евросоюза так пострадали от введенных после начала СВО антироссийских санкций, как Литва, Латвия и Эстония. Местные жители вынуждены терпеть лишения из-за готовности властей Прибалтийских республик жертвовать всем ради кивка из Вашингтона. Финансируя киевский режим, «балтийские тигры» оказались один на один с колоссальными проблемами в собственной экономике, общественной жизни и даже в обеспечении вооруженных сил.
Россия? Отмена!
Литва, Латвия и Эстония одними из первых стран мира начали оказывать киевскому режиму всестороннюю военную и гуманитарную поддержку. Уже утром 24 февраля власти Прибалтийских республик лишили лицензий на вещание и запретили работу всем российским СМИ, которые в репортажах и новостях об СВО отражали мнение Москвы, а не Запада.
Вслед за тем торговые сети начали изымать из продажи российские и белорусские продукты, бизнес стал разрывать контракты и сворачивать сотрудничество с компаниями из России и Беларуси. Практически все эти коммерческие связи до сих пор так и не восстановлены.
Потом в страны Прибалтики начали прибывать первые беженцы с Украины.
Сначала их были единицы и десятки, местные жители даже принимали семьи с детьми в своих домах. Подразумевалось, что украинцы приезжают на время, а затем отправятся в страны Евросоюза с более развитыми экономиками. Однако, как оказалось, осмотревшись и придя в себя, гости уже не горели желанием ехать куда-то дальше.
К концу прошлого года общее количество «задержавшихся» в регионе беженцев почти достигло колоссальных 180 тысяч, примерно по 45–60 тысяч в каждой из трех стран, и продолжает расти. Пограничные службы Литвы сообщают, что еженедельно границу пересекает более 500–600 граждан Украины, и этот поток не ослабевает.
Все для фронта!..
Еще за месяц до начала СВО власти США разрешили странам Прибалтики поставлять приобретенное американское вооружение и снаряжение ВСУ. Уже в марте прошлого года Эстония, Латвия и Литва решили отправлять в воюющую страну не только оружие и боеприпасы, но и вообще практически все, что есть у них в запасах.
Это десятки полевых буксируемых и самоходных орудий с тысячами единиц снарядов, тысячи штурмовых винтовок старого и современного типов, пулеметы, бронетранспортеры, летняя и зимняя полевая форма, военные машины, броневики, зенитные орудия, разведывательные беспилотники и барражирующие боеприпасы, вертолеты, легкие гаубицы, противотанковые комплексы, минометы, мобильные полевые госпитали и прочее.
Даже краткий перечень всего вооружения, переданного ВСУ, вызывает головокружение и вопрос: а для самих себя хоть что-то оставили?
На конец ноября военная помощь Литвы составила $240 млн (из общего объема помощи в $640 млн), Латвии — более $300 млн, Эстонии — $260 млн. Официальный Вильнюс пошел еще дальше, приняв закон, разрешающий литовцам воевать на стороне киевского режима. Для вернувшихся с фронта даже утверждена наградная медаль в память об участии в боевых действиях.
Под лозунги о борьбе с «агрессором» ради «свободы и демократии» правительства Прибалтийских стран инициировали подписание в середине января так называемого Таллинского соглашения девяти государств Северной, Центральной, Восточной Европы и Великобритании. В рамках этого договора Эстония, например, безвозмездно передает Украине вообще все свои гаубицы 122мм и 155мм, Литва — десятки зенитных пушек с боеприпасами и сотни тепловизоров, а Латвия — два вертолета МИ-17 и пулеметы с патронами.
В результате собственные арсеналы Прибалтийских республик опустели, и, как признаются местные министры обороны, в случае полномасштабной войны защитить себя эти страны будут попросту не в состоянии.
Ни пушек, ни масла
Колоссальная поддержка, оказанная властями стран Прибалтики киевскому режиму, не прошла бесследно для их собственного населения. Первым звоночком стал рост цен на продукты питания в полтора-два раза, случившийся практически сразу после отказа от поставок продовольственных товаров из России и Беларуси.
При этом торговые сети пытаются компенсировать дыры в ассортименте продукцией украинских производителей. Она немного дороже российской и белорусской, но при этом еще и хуже по качеству. Впрочем, закрыть глаза на несоответствие украинской молочной, овощной и прочей продукции европейским стандартам качества Вильнюс, Ригу и Таллин заставил уже Брюссель.
Вторым звоночком стало удорожание отопления и электроэнергии для населения из-за того, что власти Литвы, Латвии и Эстонии присоединились к антироссийским санкциям Евросоюза и отрезали собственных жителей и бизнес от дешевого российского газа и электричества.
Это привело к резкому скачку тарифов. Оптовая цена для республик Прибалтики в дневные и вечерние часы достигла уровня от 142.09 до 183.12 евро за МВт/час. Это примерно 112–148% к ценам для таких стран, как Финляндия, Дания, Швеция и большинство регионов Норвегии.
Официальный Вильнюс, например, вынужден был сократить производство на ТЭС, работавших на российском сырье, а нехватку 80% электроэнергии попросту импортировать на стороне. При этом собственную АЭС литовцы закрыли ранее по требованию Брюсселя. Эстония также снизила выработку своих ТЭС. А Латвия, единственная из Прибалтийских республик обеспечившая свои потребности в электроэнергии, не сумела помочь «сестрам».
Рост цен и снижение уровня жизни официальные Вильнюс, Рига и Таллин пытаются компенсировать усиленным ростом заработных плат.
Еще летом «печатный станок», казалось, выручал. Однако к концу года этот недальновидный подход только еще сильнее подстегнул инфляцию. По данным Евростата, в странах Прибалтики ее показатели являются одними из самых высоких в Евросоюзе. В годовом исчислении в Эстонии они составили 17,5%, Литве — 20%, Латвии — 20,7%. А это, в свою очередь, спровоцировало новый рост цен и тарифов.
Отсутствие социально-экономических решений правительства стран Прибалтики попытались перекрыть активной русофобской пропагандой. Под предлогом поддержки Украины гонениям подверглись не только российские или симпатизирующие России СМИ и блогеры, но даже священники Русской православной церкви.
Лояльные властям издания и телеканалы ежедневно наращивают волну ненависти ко всему российскому в попытке перенести вину за нынешние тяготы жизни на руководство России и ее граждан.
Впрочем, получается плохо. В реальности же, существующей за пределами телеэкранов и европарламентских трибун, рядовые жители республик начали прохладнее относиться к гостям с Украины. В публичном пространстве стали все громче звучать требования к правительствам заняться проблемой мигрантов, а самих беженцев настойчиво просят общаться исключительно на государственных языках стран пребывания.
Столкнувшись с нежеланием граждан расселять у себя дома украинцев на добровольной основе, власти Литвы вынуждены были разработать программу по дополнительному финансированию тех домовладений, которые продемонстрируют беженцам хваленое прибалтийское гостеприимство. В Эстонии же и вовсе стали нередкими инциденты запрета на въезд украинцам, особенно если они попытались въехать в страну со стороны России.