Введенные после начала специальной военной операции санкции против России и Беларуси должны были вызвать дефицит товаров и услуг, привести к недовольству граждан и дальнейшему свержению неугодных Западу руководителей. Однако США с союзниками просчитались, а прошедший год показал, что Москва и Минск эффективно противостоят развязанной против них «гибридной войне». В рамках политики импортозамещения российские и белорусские производители успешно осваивают высвободившиеся после ухода западных брендов ниши.
Следует отметить, что инициаторами этого процесса стали вовсе не Москва или Минск, а коллективный Запад, который начал применять санкции в качестве карательного механизма и инструмента «гибридной войны». Расчет делался на то, что экономика Союзного государства, так или иначе встроенная в мировой рынок, не выдержит разрыва устоявшихся связей, технологических и логистических цепочек и рухнет.
США с союзниками пошли на этот шаг, несмотря на то, что имеющийся опыт свидетельствует: подобная политика не дает желаемого эффекта и не приводит к коллапсу неугодных государств. Достаточно вспомнить Иран, живущий под санкциями уже без малого полвека. Или, например, Кубу и Северную Корею — небольшие страны, не имеющие серьезных внутренних ресурсов, которые подвергаются многолетнему давлению со стороны «цивилизованного мира» и тем не менее выживают.
Понятно, что попытка «наказать» столь крупного игрока, как Союзное государство, будет иметь еще меньший эффект.
В то же время следует учитывать, что последние тридцать лет и Россия, и Беларусь строили открытую экономику, ориентированную на тесную кооперацию с Западом. Несмотря на имеющийся опыт, ни белорусы, ни россияне не жили до 2022 года под столь масштабными санкциями. Более того, за прошедшее с момента распада СССР время сформировались привычки, связанные с потреблением западных товаров и технологий, а также стереотипные представления о них как о качественных и престижных.
Поэтому введенные санкции, помимо чисто экономического, были рассчитаны еще и на психологический эффект, призванный посеять недовольство и панику среди населения из-за потери привычной западной продукции.
Именно из-за этого с началом специальной военной операции российский и белорусский рынки начали покидать компании, работавшие в основном с конечными потребителями. Так, о своем уходе из Беларуси или приостановке деятельности заявили 22 крупных западных бренда.
Безусловно, нельзя сказать, что санкции оказались совсем неэффективными и прошли незамеченными. Они имели ожидаемый негативный психологический эффект, однако отнюдь не тех масштабов, которые могли бы привести к серьезной политической дестабилизации.
Более того, западные санкции оказались для России и Беларуси не только вызовом, но и шансом.
После ухода западных брендов ниши на рынке освободились, а их место заняли отечественные компании. Таким образом, появилась возможность проводить политику импортозамещения и поддержки собственных предпринимателей.
В условиях открытой глобальной экономики такие протекционистские меры не приветствуются, поскольку, как считается, противоречат принципам честной конкуренции. По факту же такая «открытая конкуренция» выгодна только крупному западному бизнесу, который получает возможность осваивать новые рынки и душить неокрепших национальных производителей.
Военно-политический кризис в отношениях с Западом дает России и Беларуси шанс разорвать порочный круг зависимого периферийного развития и создать более устойчивую и диверсифицированную экономику.
Важным шагом в этом направлении является интеграционное взаимодействие. Совместные проекты позволят Союзному государству уже в ближайшей перспективе заместить весь критический импорт из стран Запада. На реализацию 12 программ в этой области Москва выделила Минску кредит в размере 105 млрд рублей.
Продукция белорусской промышленности уже в ближайшем будущем должна занять на российском рынке место ушедших западных брендов. Успех у россиян имеют такие компании, как Milavitsa, Aveline и Hidalgo, молочные продукты «Савушкин», изделия кондитерской фабрики «Спартак», продукция «Брестского мясокомбината», «Лидское пиво», кухонная техника Gefest.
В Беларуси на место ΙΚΕΑ и Zara Home приходит местная сетевая компания «Да Дому». Первый магазин сети откроется в Минске в марте 2023 года, и в нем будут продавать продукцию белорусских производителей. Инициатива ее создания принадлежит концерну «Беллегпром».
Все бывшие рестораны McDonald’s переписаны в Торговом реестре Беларуси как «КСБ Виктори Рестораны». Теперь продукты для изготовления блюд будут производиться внутри страны (ранее завозили зарубежные полуфабрикаты). В России западную компанию с успехом заменила «Вкусно и точка».
Впрочем, история с замещением известной сети фастфуда вновь продемонстрировала главную проблему белорусско-российских отношений — недостаточный уровень кооперации из-за того, что в Минске продолжают рассматривать интеграцию с РФ как угрозу национальному суверенитету.
После того как стало известно, что McDonald’s уходит из Беларуси, первоначально предполагалось, что его место займет «Вкусно и точка». Об этом было объявлено публично, а в республике даже стала появляться соответствующая реклама. Однако буквально за несколько дней до предполагаемого открытия российского ресторана объявили, что место ушедшей американской должна занять национальная компания, причем заявления были сделаны на высшем государственном уровне.
К сожалению, это далеко не единственный случай, когда доступ российскому бизнесу на белорусский рынок ограничивается. Между тем превращение «Вкусно и точка» в общесоюзную сеть могло бы стать зримым и наглядным свидетельством интеграции, ведь каждый день услугами «фастфудов» пользуются тысячи белорусов и россиян.
Формирование общего капитала, который будет действовать по единым правилам в масштабах Союзного государства, остается важной и пока не выполненной задачей.
Однако без этого реализация совместных программ импортозамещения и противостояние экономическому давлению Запада будут трудноосуществимыми.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН