В условиях тяжелейшего энергетического кризиса команда Майи Санду вместо того, чтобы искать выход из сложившейся ситуации, наоборот, конфликтует с Приднестровьем, откуда республика получала основной объем дешевой электроэнергии. Выполняя указания Запада, руководство Молдовы идет на обострение отношений и с основным поставщиком энергоносителей — Россией, вынуждая и так стремительно беднеющих молдаван переплачивать за газ и электричество. Но, как выясняется, молдавские чиновники «под шумок» не забывают и о пополнении собственного кошелька.
Происходящее сегодня в Молдове на первый взгляд может показаться каким-то театром абсурда и воплощением политического сюрреализма. Парадоксальным моментом в поведении Майи Санду и проевропейской партии PAS стало то, что, несмотря на бушующий в стране энергетический кризис, проводится линия на провоцирование разрыва заключенного всего год назад контракта с «Газпромом» на поставку природного газа.
Хотя Молдова имеет перед собой примеры Венгрии и Сербии — государств, которые ответственно подошли к заключению жизненно важных для себя соглашений, представители молдавской власти предпочли заключить контракт, который привязывал цену на голубое топливо к биржевым показателям.
На заседании дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин так оценил эту ситуацию: «"Газпром" занял абсолютно прагматичную рыночную позицию по контракту с Молдовой на поставки природного газа. Молдавская сторона не согласилась с позицией "Газпрома" и настаивала на ценовых преференциях. <...> "Газпром" пошел навстречу правительству Молдовы и заключил контракт на поставку газа на условиях молдавской стороны, молдавского правительства».
Но официальный Кишинев не оценил этих уступок. Неоднократные задержки текущих платежей за поставки газа и откровенный саботаж аудита исторической задолженности в размере 700 миллионов долларов привели к тому, что «Газпром» сократил объемы прокачки своей продукции в республику.
Одной из причин, по которым молдавское руководство вело себя столь вызывающе и нагло, была уверенность, что российская сторона не пойдет на этот шаг из-за Приднестровья. Ведь если в Молдову поставки газа можно осуществлять и другими способами — например, через Румынию и реверс на юге страны, — то в случае «перекрытия вентиля» с украинской стороны левый берег Днестра попадает в полную зависимость от правого. Это позволило бы Кишиневу фактически взять регион «за горло».
Для чего это нужно, объясняется очень просто. Режим Майи Санду сегодня выполняет ту же задачу, что и Украина — проводить антироссийскую политику и создавать потенциальную возможность вооруженного столкновения с Россией. Наличие миротворческого контингента российских войск в Приднестровье является сильным раздражающим фактором что для Кишинева, что для Киева.
Пока что если не разум, то инстинкт самосохранения удерживает власти Молдовы от размораживания конфликта, поскольку это может вынудить Москву пойти на крайние меры: официально признать Приднестровскую Молдавскую республику (ПМР) и обеспечить военную защиту соотечественников, как это уже произошло в Донбассе. Очевидно, что подобный вариант развития событий был бы с восторгом воспринят на Украине, где уже давно пытаются спровоцировать именно такой сценарий и всячески к нему подталкивают.
Однако пока Молдова всячески уклоняется от силового метода, ограничиваясь декларациями о необходимости выхода из соглашения 1992 года о принципах мирного урегулирования в Приднестровье, согласно которому там и был размещен миротворческий контингент. Также молдавская сторона прикладывает все возможные усилия по исключению России из формата переговоров «5+2», при этом надеясь, что действующее руководство Украины сохранит контроль над Одесской областью и продолжит блокаду ПМР с востока.
Не решаясь пойти на эскалацию вооруженного конфликта, Молдова выбрала вариант экономического удушения Приднестровья.
Так, несмотря на то, что по договору с «Газпромом» из ежедневно поставляемых Молдове 5,7 млн кубометров газа ПМР должны передаваться 3,9 млн, непризнанная республика получает в ноябре только 2,3 млн (69 млн в месяц). Однако для удовлетворения потребностей региона необходимо не менее 100 млн «кубов» газа. Таким образом, Приднестровье оставлено без трети необходимых энергоресурсов.
Сокращение поставок газа из Молдовы поставило регион на грань гуманитарного кризиса — это привело к введению чрезвычайного положения в экономике и ограничению энергопотребления. При этом необходимо отметить, что, в отличие от правого берега, где проблемы с электроэнергией вызвали пересмотр тарифов на коммунальные услуги, в ПМР цены не были повышены, а населению гарантирована подача тепла в дома и на объекты социальной инфраструктуры.
Сюрреализм происходящего заключается в том, что подобная политика молдавских властей бьет не только по Приднестровью, но и по населению самой Молдовы. Специфика энергетической отрасли республики заключается в том, что ранее 70% электроэнергии, потребляемой в стране, вырабатывалось на Молдавской ГРЭС в ПМР. В сложившейся ситуации ни о каких поставках из Приднестровья не может быть и речи — там введен режим строжайшей экономии.
Поэтому команде Санду пришлось начать поиск альтернативных поставщиков. Украина в ее нынешнем состоянии не способна выполнять эту функцию, поэтому официальный Кишинев обратился к Румынии.
Возможность приобретения там электроэнергии рассматривалась уже давно. Еще в августе было подписано соглашение о поставках, несмотря на то, что на тот момент цена в Румынии была одной из самых высоких в Европе — 111 долларов США за один МВт/ч. Это только подтверждает пренебрежение экономическими интересами Молдовы и ее населения со стороны правительства страны, что сегодня уже очевидно для всех.
Параллельно с этим в ходе встречи с представителями ПМР вице-премьер Олег Серебрян потребовал полностью остановить крупные промышленные предприятия в Приднестровье, а высвободившиеся объемы газа направить на Молдавскую ГРЭС, чтобы дать Молдове максимум дешевой электроэнергии. Но в настоящее время станция не экспортирует электричество, полностью сконцентрировавшись на энергообеспечении левого берега Днестра.
Ну а власти Молдовы тем временем продолжают плодить «серые схемы», которые завязаны на конкретные лица в высшей иерархии государства и партии PAS.
По утверждениям вице-премьера Андрея Спыну, республика закупает электроэнергию в Румынии, но в среду 23 ноября масштабный блэкаут, обрушившийся на Молдову, поставил под сомнение его слова. Подача электричества прекратилась практически на всей территории страны после массированного удара России по инфраструктуре Украины.
Это заставило молдаван задать резонные вопросы: если мы пользуемся дорогой румынской электроэнергией, то почему события на Украине влияют на ее подачу? Или все-таки мы платим по румынской цене за гораздо более дешевую украинскую?
Таким образом, власти «спалились» второй раз за два дня. Накануне «Газпром» опубликовал заявление, из которого следовало, что часть газа, предназначенного Молдове, «оседает» на Украине. Схема проста: высшие молдавские чиновники через украинских посредников продают часть газа, который им со скидкой поставляет российский концерн.
То есть власти Молдовы, прикрываясь нуждами людей, не обеспечивают собственное население газом и энергоресурсами, а перепродают их в ЕС с наценкой, получая прибыль.
Официальная версия правительства звучит очень неубедительно. «Те объемы газа, которые "Газпром" называет оставшимися в Украине, это наши сбережения и резервы, хранящиеся на складах в Украине», — заявил Спыну.
Именно из-за подобных лазеек официальный Кишинев сегодня меньше всего заинтересован в нормализации отношений с Приднестровьем и развитии сотрудничества в энергетической сфере. Наоборот, чем острее будут противоречия между двумя берегами Днестра, тем свободнее станут чувствовать себя молдавские чиновники в создании различных схем для личного обогащения.
Очевидно, что власти Молдовы рассчитывает также и на то, что экономические проблемы в Приднестровье приведут к росту безработицы, обнищанию населения и в целом к социальной напряженности в регионе. Это может облегчить задачу подрыва авторитета руководства ПМР и создать обстановку, способствующую взятию Кишиневом под контроль этой территории.