Сегодня Молдова переживает самый тяжелый период за все время своей независимости: инфляция бьет все рекорды, тарифы ЖКХ постоянно растут, как республика будет проходить зимний период — не знает вообще никто. Но это не мешает Майе Санду и ее команде из партии PAS выдумывать «решения» насущных проблем. Единственная загвоздка на пути выхода из кризиса состоит в том, что нынешнее прозападное руководство страны не может предложить населению ничего, кроме совершенно абсурдных заявлений и прожектов.
Одним из главных отличий того, что принято называть западной демократией от того, что сегодня существует в Молдове и декларируется как следование «европейским ценностям», является беззастенчивое нахальство власть предержащих. Нет, на Западе подобного тоже в избытке, но практически ко всем действиям и заявлениям команды Майи Санду можно прибавлять словосочетание «с особым цинизмом», хорошо известное еще с советского времени.
Впрочем, кроме подобных эпитетов, несложно подобрать и другие сравнения. Так, например, в еврейской традиции существует понятие «хуцпа», обозначающее высшую степень наглости и беззастенчивости. Для иллюстрации такого понятия часто приводят пример судебного процесса, на котором убийца собственных родителей просит у суда снисхождения на основании того, что он — сирота. Так вот, «хуцпа» — это детский лепет по сравнению с заявлениями, которые позволяют себе функционеры и представители партии PAS и президент Молдовы.
Чего стоит одно только высказывание депутата PAS Думитру Алайбы: «Померзнем одну зиму, если надо. Побудем немного дольше в темноте, если потребуется. Мы заплатим эту цену свободы».
И ведь все понимают — сам Алайба, получая зарплату парламентария и различные надбавки мерзнуть не будет. Точно так же, как и сидеть в темноте, экономя электроэнергию и опасаясь, что не сможет оплатить счет за нее.
И при этом, он ничуть не стесняется того, что единственное, что может предложить его партия населению — это свобода мерзнуть в темноте. Нужна ли гражданам Молдовы такая «свобода» — это уже никого не волнует!
Этот «народный избранник» является своеобразным «рупором» партии PAS и используется для озвучивания различных инициатив, которые призваны спровоцировать как внутреннюю напряженность в молдавском обществе, так и внешнюю — с Россией. Именно Алайба высказал предложение о переименовании Московского проспекта — центральной магистрали одного из столичных секторов — в Киевский проспект.
«Будь я мэром Кишинева, я добился бы того, чтобы Московский проспект был переименован в Киевский проспект. Это не изменило бы качество жизни кишиневцев, потому что можно и нужно делать много других вещей, которые сейчас не делаются. Но это стало бы четким сигналом о том, что кишиневцы никоим образом не поддерживают Москву в ее захватнической войне», — заявил он.
При этом необходимо отметить, что никто не давал ему право говорить от лица жителей столицы и других граждан Молдовы об их отношении к специальной военной операции. Тем более, что значительная часть молдаван поддерживает именно Россию.
Кстати, глубоко символично, что уже много лет в Кишиневе улица Киевская и Московский проспект служат продолжением друг друга и разделяет их только площадь, на которой находится американский McDonald’s.
Тот же самый Алайба на одном из заседаний парламента предложил объявить Россию «террористическим режимом». Свое предложение он аргументировал тем, что ранее таким же образом поступил Рийгикогу Эстонии. Логика «народного избранника» потрясает воображение.
Сложно сказать, чего больше в заявлениях представителей PAS: наглости или глупости. Так, например, вице-премьер Андрей Спыну, чья фамилия в Молдове стала уже практически нарицательной, «оседлал любимый конек» и разразился «потрясающей мыслью» о том, что «каждая выключенная лампочка делает Молдову более независимой». То есть, чем темнее в стране, тем она независимее.
Стремясь не отставать от своего прямого подчиненного, премьер Наталья Гаврилица также отличилась в качестве автора «крылатого высказывания». Ее выступление на заседании правительства вызвало широкий резонанс. Она явно хотела блеснуть эрудицией, но получилось то, что получилось.
«Когда у нас дефицит, то закупаем по срочным контрактам или даже позже узнаем цену закупленной электроэнергии. Только в конце месяца мы узнаем, во сколько точно нам обойдется купленное электричество. И только тогда мы решим, можем ли мы позволить себе покупать по таким контрактам или нужно отключать электроэнергию. Тот факт, что сегодня у нас всё "ок", не значит, что это продлится всю зиму», — сообщила Гаврилица кабинету министров.
То есть, премьер признала, что она не в курсе цены на приобретаемую электроэнергию и целесообразность этих поставок определяется уже задним числом, когда ничего изменить нельзя. Однако это ни в малейшей степени не останавливает правительство от закупок, которые никак не оправданы с экономической точки зрения и не способны обеспечить нормальную жизнь граждан страны.
Однако лидером по наглости, как, впрочем, и по глупости, является заявление Майи Санду, сделанное ею во время визита в Румынию. Хотя, наверное, ей по рангу положено «преуспевать» и в этом отношении.
Выступая в телеэфире одного из местных телеканалов, президент заявила: «Считаю, что, если, в том числе, румынские потребители приложат усилия, чтобы немного сэкономить, этого сэкономленного объема будет достаточно для Молдовы, чтобы мы могли пройти расчетное потребление электроэнергии». По сути, она предложила румынам затянуть пояса потуже, чтобы помочь ее режиму.
Реакция с румынской стороны была как никогда бурной. На следующий день ведущий одной из передач очень эмоционально отреагировал на это заявление: «Майя Санду вежливо приехала в Бухарест и дает нам тут указы. Говорит нам экономить электричество, чтобы продавать его им по более предпочтительной цене. Это невообразимая наглость. Приходишь попрошайничать, живешь с попрошайничества. Вода, которую они потребляют сейчас, она из Румынии. И после этого приходишь, и говоришь мне — отключи пару лампочек. Потом что, позволить им бить нас?»
Слова Санду способны сильно повлиять на отношение к молдавскому руководству со стороны румынских политиков и общественности. Единственное, что может как-то смягчить негативный эффект глупых, непродуманных и наглых заявлений президента Молдовы — это то, что она является гражданкой Румынии. Но, похоже, и это не поможет сгладить то ужасное впечатление, которое произвела Санду в Бухаресте.
Описанные «выступления» ведущих персоналий партии PAS лишний раз наглядно демонстрирует крайне низкий профессиональный, интеллектуальный и моральный уровень тех, кто сегодня управляет Молдовой, принимает ключевые решения и определяет ее, по крайней мере ближайшее, будущее.
А перспективы у республики крайне безрадостные: нынешние власти ставят на грань краха молдавскую государственность, которая может исчезнуть в водовороте протестов, угрозы раскола страны и втягивания ее в вооруженный конфликт.
Довести Молдову «до ручки» всего за год с небольшим — это надо очень сильно постараться. А требовать потом от ее граждан «экономии» — это и есть самая большая, ну просто сверхнаглость.