В последние субботу и воскресенье сентября в Молдове обычно отмечается Национальный фестиваль яблок. В этом году он будет мало напоминать праздник: российский рынок потерян, а Евросоюз его заменить не может и не хочет. Причем прекращение поставок в Россию произошло вовсе не по вине молдавских аграриев — они не могут продать свой товар из-за того, что действующая власть Молдовы больше озабочена геополитическими играми, чем заботой о своей стране и ее населении. Сегодня всë больше молдаван понимают, что их интересы связаны не с евроинтеграцией, а с разумной политикой, направленной на восстановление и укрепление связей с Россией.
Несмотря на явную русофобскую политику действующей власти Молдовы, Россия до сих пор является выгодным поставщиком энергоресурсов и перспективным торговым партнером республики. Однако целый ряд обстоятельств серьезно осложнил сбыт молдавской сельхозпродукции в РФ.
В первую очередь речь идет о подписании Молдовой Договора об ассоциации с Евросоюзом в 2014 году, который открыл местный рынок для европейских товаров и заставил Москву принять ответные меры в виде введения пошлин на молдавские продукты. Даже учитывая этот факт, еще в 2021 году Россия занимала второе место во внешнеторговом обороте Молдовы (11%), уступая лишь Румынии. При этом до 2014 года РФ была на первом месте.
Процессы разрыва политических, экономических, культурных и других связей с Россией поощрялись и спонсировались новыми «друзьями» официального Кишинева, которые рисовали перед «национальной элитой» радужные перспективы будущего благосостояния исключительно через тесное сотрудничество с Западом.
Но вышло совсем наоборот. В двух бывших союзных республиках, Молдове и Украине, в последние несколько лет регресс стал особенно заметным. Это, в частности, выразилось в том, что обе страны по показателям ВВП на душу населения заняли два предпоследних места в европейском рейтинге, где ниже них обосновалось только частично признанное Косово.
Наиболее наглядным является пример с экспортом молдавских яблок. Яблоневые сады здесь создавались еще во времена СССР. Сегодня их площадь составляет около 52 тысяч га, а ежегодный урожай — 350 тысяч тонн, 98% из которых направлялись в Россию. В 2020 году республика стала крупнейшим иностранным поставщиком яблок, заняв 28% российского рынка (206 тысяч тонн), и была четвертой в рейтинге экспортеров фруктов в РФ. В 2021 году Молдова занимала уже лишь восьмое место по этому показателю.
Еще одно обстоятельство, которое кардинально усложнило для местных аграриев сбыт готовой продукции — ситуация на Украине, так как через ее территорию проходило 90% молдавского плодоовощного транзита в направлении России.
Всë это усугубляется тем фактом, что до сих пор не реализован весь прошлогодний урожай.
«Наша фруктовая продукция составляет треть всего экспорта в Российскую Федерацию. Поэтому правительству нужно подумать о том, что мы будем делать с фермерами. Эта отрасль пострадает в первую очередь», — отметил экономический эксперт Вячеслав Ионицэ. Исполнительный директор ассоциации «Молдова-Фрукт» Юрий Фалэ заявил, что в холодильных камерах по всей стране сейчас находится более 120 тысяч тонн яблок. По его словам, экспорт приостановлен с 24 февраля, и потери неизбежны.
Недавно ассоциация EastFruit сообщила, что в Молдове как минимум три фабрики по производству концентрата продолжат прием яблок. Теоретически, можно переработать в концентрат весь оставшийся урожай 2021 года — это более 100 тысяч тонн. Но на рынок России в обозримой перспективе, скорее всего, не будет отправлено порядка 10–18 тысяч тонн этой продукции, на которую еще совсем недавно были реальные покупатели. По молдавским меркам это большой объем, учитывая, что яблочного концентрата в стране ежегодно производится примерно 25–45 тысяч тонн.
Имея большие запасы товара и учитывая сложности в энергетическом секторе, производители вряд ли будут брать дорогостоящие банковские кредиты на расширение производства по переработке оставшихся яблок.
В этой ситуации молдавским фермерам сложно рассчитывать на то, что Евросоюз сможет заменить собой российский рынок.
Известно, что в ЕС молдавские яблоки не покупают, предпочитая польские и сербские. Если выход из создавшегося положения не будет найден, выращивать их станет просто невыгодно. В Молдове могут быть уничтожены значительные площади яблоневых садов (в ряде районов деревья уже вырубаются на дрова), а десятки тысяч людей потеряют работу.
Приведенный пример не ограничивается только яблоками. По данным Национального бюро статистики Молдовы, доля России в общем объеме молдавского экспорта за первое полугодие 2022 года уменьшилась с 9,65% до 5,1%. При этом за этот период она заняла шестое место в списке крупнейших партнеров республики по объемам закупки и второе место по поставкам продукции с увеличением в 1,8 раза — до 663,6 млн долларов. Отрицательный торговый баланс Молдовы с Российской Федерацией за январь-июнь составил 546,7 млн долларов, увеличившись в 2,2 раза в сравнении с тем же периодом 2021 года. Эти данные не учитывают торгово-экономические операции предприятий Приднестровья.
Работа целых секторов сельскохозяйственной отрасли Молдовы напрямую зависит от поставки минеральных удобрений из РФ и облегченных условий доступа на российский рынок — крупнейший рынок сбыта для продукции молдавских аграриев — фруктов, ягод, вина.
Россия могла бы при выполнении надлежащих условий полностью потреблять всю сельскохозяйственную продукцию Молдовы. Однако официальный Кишинев не проявляет к этому ни малейшего интереса.
Его приоритетом является переориентирование экспорта в западном направлении, несмотря на то, что квоты Евросоюза серьезно этому мешают. Кроме того, стандарты, которые действуют в Европейском союзе, предъявляют молдавским производителям другие нормы по качеству и упаковке, а это, в свою очередь, требует от них значительных капитальных вложений, которые под силу далеко не всем.
К сожалению, приверженцы европейского пути развития Молдовы всячески подчеркивают свое неприятие развития взаимовыгодного сотрудничества с Россией, по сути, одобряя все вводимые против нее санкционные меры. Тем самым они тормозят процессы развития страны, которая по уровню бедности всë глубже погружается на дно европейского рейтинга.