Во Владивостоке с 5 по 8 сентября прошел Восточный экономический форум (ВЭФ), который был учрежден указом президента России Владимира Путина от 19 мая 2015 года в целях содействия развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На сегодняшний день ВЭФ стал ключевой международной площадкой для создания и укрепления связей российского и мирового инвестиционного сообщества, всесторонней экспертной оценки потенциала Дальнего Востока, представления его экономических возможностей и условий ведения бизнеса на территориях опережающего развития.
В 2022 году на ВЭФ был приглашен Александр Лукашенко, получивший приглашение от губернатора Приморского края Олега Кожемяко еще в апреле. И хотя на форуме он так и не появился, приезд белорусской делегации стал свидетельством интереса официального Минска к сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Помимо Беларуси, участие в форуме подтвердили делегации из еще 41 государства, включая такие недружественные страны, как Австралия, Австрия, Великобритания, Нидерланды, Норвегия.
Это лишний раз подтверждает, что даже коллективный Запад понимает: изоляция России невозможна, и обойтись без нее на мировой экономической арене не получится.
Для официального Минска интерес к Восточному экономическому форуму обусловлен необходимостью поиска новых рынков и внешнеэкономических партнеров в условиях санкций и формирования нового «железного занавеса» со стороны США и их союзников в Европе. Следует отметить, что на долю Евросоюза приходилось чуть менее половины торгового оборота Беларуси, а это второй показатель после России.
Естественно, в новых обстоятельствах стоит вопрос о переориентации экспорта в первую очередь на азиатские рынки. Следует отметить, что интерес к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР) Беларусь проявляла и раньше, в частности, активно развивая сотрудничество с Китаем. Однако в изменившихся условиях присутствие в АТР приобретает для Минска качественно иное значение.
Важнейшим фактором здесь является участие республики в Союзном государстве с Россией. По сути, именно оно становится для Минска основным окном на Дальний Восток, позволяя беспрепятственно нарастить объем поставок в страны Юго-Восточной Азии.
Реализация 28 Союзных программ упростит этот процесс и принесет Беларуси дополнительный рост ВВП на 1,8% после 2023 года от уровня 2021 года или 1,2 млрд долларов США ежегодно. Кроме этого, еще около 420 млн долларов ежегодно составит рост доходов бюджета за счет роста ВВП и улучшения налогового администрирования.
Очевидно, это также подстегнет развитие связей Беларуси и с российским Дальним Востоком. Несмотря на расстояние, сотрудничество с этим удаленным регионом РФ развивается вполне успешно. В частности, Приморский край активно закупает продукцию белорусского машиностроения и агропромышленного комплекса, планируется запуск прямого авиасообщения между Минском и Владивостоком, что будет способствовать развитию взаимного туризма.
Кроме того, ожидается, что Беларусь получит в свое распоряжение строящийся терминал по перевалке удобрений в составе Приморского универсально-перегрузочного комплекса. Россия выделит на это до 500 млн долларов кредитных средств. Проектная мощность терминала составляет пять млн тонн в год с потенциальным увеличением объемов до семи млн, что является оптимальным вариантом диверсификации транзитных потоков в условиях санкций, введенных Западом в отношении официального Минска.
Таким образом, в новых реалиях в очередной раз подтверждается тот простой факт, что безопасное и устойчивое развитие Беларуси зависит от всестороннего сотрудничества с Россией.
На протяжении многих лет РФ обеспечивала социально-экономическую стабильность своего главного союзника. За период 2009-2019 годов финансовая помощь России оценивается в 200 млрд долларов, то есть в среднем в 20 млрд долларов в год. Это составляет примерно 1/3 ВВП Беларуси, четыре годовых фонда оплаты труда бюджетников, три годовых объема расходов на выплату пенсий или семь годовых объемов расходов на дорожное строительство.
Кооперация с Россией формирует более 50% ВВП Беларуси. Российские инвестиции направлены на поддержку финансовой системы республики, крупных промышленных предприятий и важных объектов инфраструктуры, которые дают работу тысячам белорусов (БЕЛАЗ, «Беларуськалий», Полоцкая ГЭС и другие). Увеличиваются поставки на российский рынок 104 товарных позиций белорусского экспорта для компенсации его выпадающих объемов из-за ограничений со стороны Запада.
В сентябре 2022 года предполагается согласовать очередной пакет помощи Беларуси от России в 1,5 млрд долларов для стимулирования импортозамещения в условиях санкционного давления.
Объединив усилия, обеим странам будет легче справиться с последствиями западных ограничительных мер. В условиях фактической блокады белорусского экспорта Россия обеспечивает перевалку широкого спектра грузов на рынки третьих государств. В то же время белорусский опыт жизни под санкциями (а республика подвергалась им со стороны Запада на протяжении 25 лет) также может оказаться востребован в России и поможет ей искать выход из сложившейся непростой ситуации.
Интеграция Союзного государства в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона может придать ему новую динамику. События на Украине разворачивают традиционную геополитику на 180 градусов.
Однако для того, чтобы в полной мере использовать новые возможности, российским и белорусским элитам потребуется кардинально поменять мышление и избавиться от ставшего привычным европоцентризма. Особенно это касается Беларуси, где за годы независимости утвердились представления о себе как о «центре Европы», а географическая близость Евросоюза создавала многочисленные соблазны как для простых граждан, так и для правящего класса.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН