Верховная рада Украины приняла постановление о принудительном отчуждении имущества Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорится, что производственные мощности предприятия могут быть потеряны «в связи с возможным захватом его российским агрессором». Очевидно, следующим шагом станет процедура эвакуации завода подальше от линии фронта. Сохранить контроль над севером Донецкой области Киев уже не рассчитывает.
НКМЗ — один из промышленных гигантов Донбасса, крупнейшее в Европе предприятие индивидуального тяжелого машиностроения. В лучшие годы (накануне распада СССР) здесь трудилось порядка 30 тысяч человек. Несмотря на то, что с тех пор показатели НКМЗ заметно снизились, от его стабильной работы по-прежнему зависит благосостояние многих жителей города.
С 28 февраля завод законсервировал все производственные мощности, кроме металлургических. Такое решение руководство приняло на экстренном совещании, руководствуясь стремлением сохранить жизни и здоровье работников. Но серьезные проблемы у НКМЗ начались еще до начала специальной военной операции (СВО).
«С 22 февраля, после выступления Байдена о возможности войны в Украине, они (американские банки — прим. RuBaltic.Ru) не пропускают на Краматорск оплату от заказчиков за экспортные контракты», — жаловался Дмитрий Скударь, вице-президент и член наблюдательного совета предприятия. С апреля возникли проблемы с обслуживанием платежей в евро. По словам Скударя, потенциально речь идет о десятках миллионов недополученных средств.
То есть западные банкиры либо опасаются обслуживать операции с компаниями на подконтрольных Киеву территориях Донецкой области, либо вообще не знают, что Киев здесь по-прежнему что-то контролирует.
Хороший пример «поддержки» Украины со стороны США и ЕС. Впрочем, и сам Зеленский едва ли рассчитывает на успешную оборону Краматорска. Его истинные намерения раскрывает проект постановления №7566 о принудительном отчуждении имущества НКМЗ у его бывших владельцев (семьи бизнесмена Георгия Скударя).
Документ поддержали 316 народных депутатов.
В пояснительной записке говорится, что «на данный момент стало известно об угрозе потери производственных мощностей частного акционерного общества «Новокраматорский машиностроительный завод» в связи с возможным захватом его российскими оккупантами».
НКМЗ — не единственное крупное предприятие, которое в скором времени может перейти под контроль Донецкой народной республики (ДНР). Тогда почему именно на него обратили внимание депутаты Верховной рады? Есть причина.
«Оборудование ЧАО "НКМЗ" может быть задействовано в кооперации предприятий оборонно-промышленного комплекса при производстве крупнокалиберных снарядов, компонентов артиллерийских вооружений (стволов) и отечественных комплексов артиллерийского вооружения, в частности для скорейшего закрытия неотложной потребности в артиллерии. В этой связи очень важно не допустить захват оборудования врагом и сохранить и использовать его во благо Украины», — читаем в пояснительной записке к законопроекту.
Георгий Скударь об отчуждении завода узнал из новостей и намекнул на то, что сомневается в его законности: «Есть процедура. И постановление Верховной рады, на мой взгляд, просто не нужно. И более того, мы уже отдали несколько десятков автомобилей в пользу военных для обороны города. Если нужна помощь, мы ее оказываем».
Рискнем предположить, что о подготовке проекта постановления №7566 президент НКМЗ если и не знал, то должен был догадываться. Для эвакуации частных предприятий их отчуждение в пользу государства не является обязательным условием.
Владельцы завода сами могли принять решение о необходимости вывезти производственные мощности из зоны боевых действий. Но эта идея их, видимо, не вдохновила.
«В завод инвестировано около одного миллиарда долларов. Даже чтобы воспроизвести мини-копию, нужны годы и очень большие деньги. Сделать это невозможно», — говорил Дмитрий Скударь.
Без согласия собственника эвакуировать завод нельзя. Тогда по законам военного времени Верховная рада сперва «отжимает» имущество НКМЗ, а затем начинает процедуру его релокации. Какой-то опыт на этом поприще у команды Зеленского имеется. Еще в марте «слуги народа» утверждали, что сумели эвакуировать в западные регионы страны 50 предприятий. Каких именно — не уточняется.
Можно только предположить, что гигантов вроде НКМЗ среди них не было. Одно дело — переместить на Запад мелкую автомастерскую размером с три гаража, и совсем другое — вывезти оборудование одного из крупнейших заводов страны.
Кроме того, в пояснительной записке к постановлению №7566 ничего не говорится об эвакуации сотрудников НКМЗ, а это тысячи жителей Краматорска, многие из которых — редкие профессионалы, специалисты узкого профиля.
Заменить их будет крайне проблематично.
Эвакуацию завода официальные источники наверняка предпочтут не освещать. Во-первых, чтобы не провоцировать алармистские заявления о предстоящей «зраде» (то есть сдаче Славянска и Краматорска). Во-вторых, чтобы не привлекать внимание к судьбе самого предприятия.
Чем меньше общественность интересуется этой темой, тем проще будет поставить у руля производства «правильных» людей — приближенных к главе Офиса президента Украины Андрею Ермаку. Или кого-нибудь из поляков, которых та же Верховная рада наделила эксклюзивными правами.
В конце концов, нет никаких гарантий, что НКМЗ вообще сохранится в качестве целостного объекта. Его имущество проще распилить и продать за копейки на Запад в качестве благодарности за поставки военной помощи.
События в Мариуполе и Северодонецке должны были многому научить команду Зеленского. Зачем оставлять врагу заводы, пусть даже полуразрушенные, если их промышленные мощности можно заранее эвакуировать подальше от линии фронта?
В разряд врагов автоматически переходят работники НКМЗ, которые не покинут свой родной город. Но проблемы донбасских «индейцев» украинского «шерифа» не интересуют.