С 10 июля вступил в силу запрет на транзит в Калининградскую область цемента, табака и других товаров, которые попали под санкции ЕС. Таким образом Брюссель усиливает частичную транспортную блокаду российского эксклава в то время, как ВС РФ успешно наступают в Донбассе. Западные СМИ сообщали, что Еврокомиссия изначально планировала пойти навстречу Москве по этому вопросу, но эта информация пока не подтверждается. Камнем преткновения наверняка стала позиция Литвы — ее представители открыто заявляют, что «Россия не заслуживает никаких уступок».
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что де-юре Литва не несет ответственности за частичную торгово-транспортную блокаду Калининградской области. Ограничить транзит определенных российских грузов ей предписывают санкционные директивы Евросоюза, в которых ни слова не сказано об исключительном положении самого западного региона РФ. Представители Литвы имели полное право развести руками: дескать, мы не занимаемся самодеятельностью, над нами довлеет авторитет Брюсселя.
Евробюрократы тем временем поспешили заверить, что блокада Калининграда в их планы не входила. Исправить ситуацию должен некий документ, который позволяет странам — членам ЕС осуществлять транзит попавших под ограничения грузов «из России в Россию». Его разработали еще в июне, о чем сообщал евродепутат от Литвы Пятрас Ауштрявичюс.
«Родился документ, который позволит перевозить санкционные грузы через территорию ЕС "из России в Россию". Эта информация была направлена в Литву. Она в документе не упоминается, но по умолчанию понятно, что он затрагивает Литву, если та на это согласится», — писал Ауштрявичюс в своих социальных сетях.
Инсайд о существовании документа чуть позже подтвердили журнал Der Spiegel и информационное агентство Reuters.
Обнародовать его должны были в ближайшее время — не позднее 10 июля, когда вступают в силу новые ограничения ЕС. По крайней мере, Россия ориентировалась именно на эту дату.
«Если те объявленные сроки, о которых было сказано, до 10 июля, не будут выдержаны, мы станем предлагать политическому руководству принимать ответные меры», — говорил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Примерно то же самое заявляли в Москве.
«Еще раз предупреждаем, что если в ближайшие дни ситуация не стабилизируется, то Россия примет в отношении Литвы и Евросоюза жесткие меры, подготовка которых уже завершена. Решение проблемы слишком затянулось. (…) Нас заверяют в том, что вопрос должен разрешиться в ближайшее время. Рассчитываем, что в Брюсселе и Вильнюсе будет принято единственно правильное решение, которое обеспечит беспрепятственный транзит в эксклавную часть России», — проинформировала общественность официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
10 июля наступило — никаких документов по калининградскому транзиту Еврокомиссия не опубликовала. А перечень санкционных грузов расширился. Это значит, что Брюссель по факту усилил частичную торгово-транспортную блокаду Калининграда.
Можно, конечно, посетовать на нерасторопность европейских чиновников: тянуть кота за хвост для них — обычное занятие. Но в том-то и дело, что подготовка упомянутой инструкции по транзиту грузов в Калининград заняла не более недели.
Дальше ее передали для ознакомления властям Литвы. Вот здесь и должна была произойти заминка.
Пятрас Ауштрявичюс утверждает, что Вильнюс при желании может наложить вето на документ Еврокомиссии. Сам он отправил главе ЕК Урсуле фон дер Ляйен письмо, в котором говорится, что «доверие и надежность политики ЕС неотделимы от полного осуществления санкций без исключения Калининградской области».
Впрочем, господин Ауштрявичюс выразил свою личную позицию. От имени государства по этому вопросу выступала советник президента Литвы Аста Скайсгирите, когда отвергла идею создания «зеленых коридоров» в Калининградскую область.
«Я предлагаю: давайте создадим собственный сухопутный коридор, такой экспресс-коридор без возможности съезда с него на территорию Литовской Республики, ограниченный, допустим, специальным забором, по которому можно будет проехать на грузовом или легковом автомобиле, на поезде. Вот это, я считаю, будет правильным», — говорил Алиханов.
Скайсгирите в ответ заявила, что для прибалтийской республики такой вариант неприемлем — она должна контролировать потоки транзитных грузов. Российские СМИ почему-то интерпретировали это как принципиальное нежелание Литвы решать проблему Калининграда, хотя советница Науседы отвергла всего лишь конкретное предложение калининградского губернатора.
Зато все точки над i расставила председатель комитета литовского Сейма по иностранным делам Лайма Люция Андрикене: «Если вдруг случится дефицит для потребления населения, например, цемента — санкции на цемент вступят в силу с 10 июля, — можно будет разрешить его перевозку [в Калининград через Литву].
Но это будут разовые разрешения. Никаких квот или чего-то подобного быть не может.
Такие действия Евросоюза были бы логичны и не трактовались бы как смягчение санкций против России. Россия не заслуживает никаких уступок».
Здесь уже нет никакой двусмысленности: госпожа Андрикене прямо заявляет, что блокада Калининградской области должна сохраняться и усиливаться. Добавим к этому выдержку из публикации Der Spiegel: «Берлин не разделяет мнения литовцев о том, что транзит подсанкционных товаров в Калининград не должен осуществляться через территорию ЕС. Заявляется, что "это транспорт из России в Россию, это разрешено"».
С юридической точки зрения немцы неправы: нынешний режим санкций против РФ запрещает даже транзит «из России в Россию».
По мнению Литвы, никаких (или почти никаких) исключений из этого правила быть не должно. Москва тоже не настроена на поиск компромиссов.
«Нас как регион устроит только полное возобновление транзита калининградских российских товаров из России, по сути, в Россию, который был до 17 июня. Все остальное будет частичной либо полной блокадой», — поясняет пресс-секретарь правительства Калининградской области Дмитрий Лысков.
Остается открытым вопрос, сумеет ли Еврокомиссия сломать сопротивление Литвы. Пока не сумела — вместо уступок Россия получает новые проблемы со снабжением Калининградской области. Поэтому мяч на ее стороне.