С приходом к власти в Молдове проевропейских политиков цены на нефтепродукты в стране стали стремительно расти. Все законы, принятые Майей Санду и ее сторонниками из партии PAS, только способствуют этому. Спецоперация России на Украине также предоставила топливным компаниям Молдовы прекрасный повод для нового повышения цен. На заправках выстроились очереди из автомобилей, а на самых оживленных АЗС бензин и солярка вовсе закончились. Такая ситуация выгодна местным «нефтяникам», которые, как ни странно, были спонсорами Майи Санду на выборах президента.
Одним из основных показателей, определяющих состояние экономики, является цена топлива — бензина и солярки. От этого зависят затраты сельхозпроизводителей и конечная стоимость продукта, тарифы международных автотранспортных перевозок и местной логистики по доставке товаров в магазины, а также многие другие моменты, которые незаметны, но не менее важны.
Государства, имеющие свои природные ресурсы и нефтеперерабатывающую промышленность, находятся в гораздо более выгодной ситуации в плане обеспечения топливом и ценообразования в этой области. Молдова к таким странам не относится и вынуждена на 100% удовлетворять спрос на нефтепродукты и горючее за счет импорта.
Эта ситуация усугубляется еще и тем, что власть в лице проевропейской партии PAS не считается с этим обстоятельством и проводит политику, которая никак не соответствует интересам страны и ее населения. Все это обуславливает ту ситуацию, которая сложилась с ценами на бензин и дизтопливо за последний год.
Волнения на рынке топлива в Молдове начались еще в начале прошлого года, когда цены на горючее в республике начали стремительно подниматься. Причем происходило это синхронно у всех топливных компаний, что вызывало подозрения в сговоре «нефтяников».
Цена тогда могла резко возрасти буквально в течении 2–3 дней, каждый раз вызывая недовольство водителей, направленное как в сторону правительства, так и к Агентству по регулированию в энергетике (НАРЭ) и Совету по конкуренции. Однако, согласно законодательству, НАРЭ не могло напрямую влиять на розничные и оптовые цены. Единственное, что входило в компетенцию Агентства, это мониторинг годовой рентабельности топливных компаний и ограничение ее на уровне 10%.
К марту 2021 года проблема обострилась настолько, что перешла с экономического уровня на политический. Парламент Молдовы заслушал объяснения НАРЭ и Совета по конкуренции и призвал их руководство к отставке. Для нормализации ситуации в середине марта 2021 года были приняты необходимые поправки к закону о рынке нефтепродуктов, которые предусматривали новые правила ценообразования.
Президент Молдовы Майя Санду одобрила поправки в закон, но отметила, что законопроект «слабый» и «противоречивый», добавив, что следующий парламент должен внести необходимые изменения. После того как 1 июля новые правила вступили в силу, бензин и дизтопливо сразу же упали в цене на 30–40 банов (разменная денежная единица Молдовы, аналог российской копейки — примечание RuBaltic.Ru). Однако длилось это недолго.
Уже 11 июля 2021 года в Молдове прошли досрочные выборы, по результатам которых большинство голосов в парламенте получила проевропейская партия PAS, которая сразу озаботилась пересмотром ситуации на топливном рынке Молдовы.
С первых дней начала работы парламента нового созыва молдавская власть инициировала принятие очередных поправок в закон о рынке нефтепродуктов, которые, по мнению авторов, должны были устранить имеющиеся в нынешней нормативной базе недостатки.
Согласно принятому документу, максимальные цены на розничную продажу бензина АИ-95 и дизтоплива по-прежнему привязывались к биржевым котировкам, но устанавливать и ежедневно обновлять их должно было уже НАРЭ, руководство которого для этой цели укомплектовано сторонниками PAS с вполне европейскими зарплатами на уровне 3 тысяч евро.
Один из директоров НАРЭ Штефан Крянгэ заявил, что агентство полностью поддерживает принятие этих изменений и считает их самым компромиссным вариантом. По его словам, поставщики топлива на 99% удовлетворены данными поправками.
И началось! НАРЭ стало практически ежедневно объявлять об очередном повышении цен на бензин и дизтопливо. При этом создавалось впечатление, что чиновники Агентства даже не утруждают себя элементарными обоснованиями этих манипуляций и считают население Молдовы полными идиотами.
Чего стоит один только пресс-релиз НАРЭ о том, что «биржевые цены на нефтепродукты, особенно на бензин, поднялись в связи с сокращением мировых поставок топлива из-за последствий урагана "Ида" на восточном побережье США, а также из-за задержки возобновления производства топлива в Мексиканском заливе». Этот тезис попытались продвинуть в стране, где буквально каждый знает, что 90% поставляемых в Молдову нефтепродуктов поступает в нее из Румынии, где нефть добывается и перерабатывается.
При этом динамика роста цен на бензин и дизтопливо стала приобретать все более угрожающий характер. За прошедший год бензин А-95 подорожал почти на 39% в молдавских леях и более чем на 46% в евро.
Военная операция российских войск на Украине предоставила топливным компаниям Молдовы и НАРЭ прекрасный повод для нового повышения цен, которое оказалось самым резким и значительным в истории независимой Молдовы. В частности, 10 марта бензин А-95 подорожал сразу на 99 банов, достигнув 26,68 лея за литр. Дизельное топливо продавалось по 25,02 лея за литр, что на 1,91 лея больше, чем накануне.
Естественно, когда об этом было объявлено, на АЗС в Молдове выстроились очереди из автомобилей, владельцы которых стремились успеть заправиться по старым ценам. Информация в социальных сетях только увеличила ажиотаж. Это привело к тому, что на самых оживленных АЗС топливо закончилось.
На сегодняшний день обстановка стабилизировалась, однако скачок цен очень сильно ударил по и без того невысокой репутации правительства и власти в целом. Единственной причиной, по которой не начались протесты, является объявленное в стране чрезвычайное положение, запрещающее проведение любых митингов.
Описание происходящего было бы неполным без рассмотрения еще одного интересного момента.
Среди спонсоров избирательной кампании Майи Санду на выборах президента в декабре 2020 года официально фигурировали представители руководства одной из крупнейших сетей АЗС в Молдове.
Значительные суммы поступили от многих сотрудников топливной компании BEMOL. Среди них были исполнительный и финансовый директора Аркадий Лопотенко и Мариана Соломон, которые официально перечислили взносы в бюджет кандидата. Мариана Соломон в СМИ подтвердила, что она поддержала Майю Санду как частное лицо. Относительно множества других пожертвований дать комментарии она не смогла. Занавес!