Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в 2022 году соотношение государственного и гарантированного государством долга Украины к ВВП вырастет с 50,2% до 60,3%. Об этом говорится в материалах, подготовленных к выделению Киеву экстренного финансирования. Западные кредиторы спешно наполняют украинский бюджет миллиардами долларов, но речь не идет о безвозмездной помощи. Зеленский даже не заикается о списании старых долгов перед МВФ и другими организациями.
Российская военная операция буквально за несколько дней парализовала экономику Украины. «Многие логистические цепочки полностью разорваны, многие предприятия уничтожены физически, некоторые не могут работать в режиме войны, многие работники просто уехали. Министерство экономики считало, что потери составят от трети до половины ВВП. По другой оценке, речь идет о 500 миллиардах долларов», — отмечает министр финансов Украины Сергей Марченко.
Еще одна страшная цифра: поступления от государственной таможенной службы составляют «от силы 15% поступлений мирного времени». Не функционируют одесская и киевская таможни, экспортные грузы идут только на Запад. Страшно представить, что ждет экономику Украины через полтора-два месяца, если к этому времени не стихнут кровопролитные бои. Страна превратится в огромное выжженое поле с голодающим населением, на восстановление ее промышленного и сельскохозяйственного потенциала уйдут годы (если не десятилетия).
Как бы то ни было, сейчас украинская власть живет по принципу: «Нам бы ночь простоять да день продержаться». Простоять и продержаться ей помогают западные кредиторы.
Объемы их финансовой помощи действительно впечатляют: всего за неделю Украина получила 1,4 миллиарда долларов и более 700 миллионов евро «на самое срочное финансирование потребностей государства и поддержание макроэкономической стабильности». Хотя слово «помощь» здесь уместно взять в кавычки.
«Украина получила 300 млн евро в рамках программы макрофинансовой помощи Европейского Союза, 311,8 млн евро в виде кредитов на политику развития Supplement For Second Economic Recovery Development Policy Loan от Всемирного банка и 100 млн евро от Европейского инвестиционного банка в рамках "Пакета солидарности с Украиной". Макрофинансовая помощь ЕС в размере 300 млн евро является частью первого транша в рамках новой программы макрофинансовой помощи в размере 1,2 млрд евро, которая была одобрена ЕС в кратчайшие сроки и подписана сторонами 3 марта 2022 года. (…) Всемирный банк одобрил выделение первого транша программы политики развития "Дополнительный заем на второй заем на политику развития в области восстановления экономики" на общую сумму более 440 млн евро», — говорится на сайте Минфина Украины.
В общем, эти деньги через некоторое время все равно придется возвращать.
Ни один кредитор не заикнулся о том, что в знак солидарности с Незалежной ей нужно предоставить какие-то средства на безвозмездной основе.
Вместо этого МВФ, например, уже подсчитал потенциальную долговую нагрузку на бюджет Украины. По оценкам организации, даже при самом благоприятном сценарии ВВП страны в 2022 году снизится как минимум на 10%, а соотношение государственного и гарантированного государством долга к ВВП вырастет с 50,2% до 60,3%.
«Базовые прогнозы предполагают, что к 2026 году внешний долг [Украины] упадет ниже 50% ВВП, однако это является предметом повышенной неопределенности и потенциально более высокого внешнего финансирования из-за рисков, связанных с макроэкономическими потрясениями», — отмечает МВФ.
Выглядит довольно цинично: ВСУ из последних сил сдерживают «вражескую орду» (так сказать, защищают весь «цивилизованный мир»), а западные партнеры Киева подсчитывают, какой будет долговая нагрузка на украинский бюджет.
Нагрузка, впрочем, будет относительно небольшой. Тот же МВФ прогнозирует, что валовые потребности Украины во внешнем финансировании в 2022 году составят 4,8 миллиарда долларов.
То есть западные кредиты покроют примерно 1% потерь, которые уже предположительно понесла страна. Европейская щедрость не знает границ!
Может ли МВФ хотя бы списать Украине старые долги? Экс-премьер-министр Украины Юлия Тимошенко полагает, что этого следует добиваться.
«Наш внешний долг составляет около 52 миллиардов долларов. Мы не имеем права самостоятельно прекратить его уплату, но можно провести переговоры с фактически вторым человеком в США и объяснить, что эти средства мы сейчас обязаны использовать для создания сильной армии для выполнения функции сдерживания», — говорила Тимошенко еще до начала российской спецоперации, накануне встречи Владимира Зеленского с вице-президентом США Камалой Харрис.
Позже эту же мысль озвучил глава украинской Счетной палаты Валерий Пацкан: «Масштаб разрушений в Украине, причиненных агрессией России, колоссальный! Учитывая это, от наших внешних кредиторов нужно потребовать списания долгов. Международные финансовые организации должны пересмотреть долговую политику и обнулить долги Украины».
Но до требований дело почему-то не дошло. Первые лица государства этот вопрос не поднимают. Вероятно, их все устраивает. Украинский бюджет «присосался» к финансовым потокам, которые проходят через топ-чиновников и аффилированных с ними представителей крупного капитала.
Есть ли гарантии, что эти деньги пойдут по назначению? Напротив, в условиях военного времени присвоить их гораздо проще.
На заемные средства МВФ и других организаций кто-то прикупит элитную недвижимость в Лондоне. Если дебет с кредитом не сходится, всегда можно развести руками: «А что вы хотели? Война». Многолетний опыт разворовывания госбюджета под предлогом войны на Украине имеется…