НАТО изучает возможность строительства газопровода Midcat, который свяжет испанскую Каталонию с Францией. Об этом со ссылкой на свои источники сообщает газета La Vanguardia. Новый газовый коридор должен снизить зависимость Центральной Европы от поставок голубого топлива из России и составить конкуренцию «Северному потоку — 2». Но испанские промышленные потребители рассчитывали использовать Midcat как раз для того, чтобы начать импорт продукции «Газпрома». В качестве инструмента сдерживания России НАТО хочет построить трубу, которой может воспользоваться сама Россия.
Испания — одна из немногих стран Евросоюза, до которой не дотягиваются российские экспортные газопроводы. Свои потребности она обеспечивает за счет поставок трубопроводного топлива из Алжира и эксплуатации семи СПГ-терминалов.
Потенциально именно Испания может выполнять роль страны-транзитера, связывающей Центральную Европу с газовыми месторождениями Северной Африки и поставщиками «молекул свободы» из США. Но для этого необходимо построить соответствующую инфраструктуру.
Midcat задумывался как важный проект в сфере укрепления «энергетической безопасности» ЕС. По нему испанцы могли бы прокачивать в западном направлении (во Францию) до 7 миллиардов кубометров газа ежегодно. Неудивительно, что эта идея заиграла новыми красками весной 2014 года. Тогдашний премьер-министр Испании Мариано Рахой лоббировал строительство Midcat, призывая остальную Европу задуматься о снижении газовой зависимости от России.
Президент компании Gas Natural Fenosa Сальвадор Габарро высказался еще более конкретно: риски, связанные с использованием украинской ГТС, могли бы превратить Испанию в новый газотранспортный хаб.
Впрочем, дальше разговоров дело не пошло. Три года назад французский и испанский регуляторы окончательно отклонили инвестиционный запрос о строительстве газопровода Midcat.
Причина банальна: проект «не отвечает нуждам рынка», затраты на его реализацию превышают ожидаемую прибыль. До этого консалтинговое агентство Pöyry сделало вывод, что французско-испанский интерконнектор будет рентабельным только в случае выполнения трех условий: низкое потребление газа в Европе, снижение поставок из Алжира и высокие мировые цены на СПГ.
«Стоимость импорта сжиженного газа вкупе с затратами на его трубопроводную доставку на северо-запад Европы делают проект экономически неэффективным. Проще и дешевле доставить сжиженный газ на уже существующие морские терминалы в той части ЕС», — отмечал заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Как бы то ни было, Midcat пополнил список нереализованных проектов Евросоюза в сфере энергетики. Но на фоне нескончаемого потока новостей о «российской агрессии» против Украины, если верить газете La Vanguardia, страны НАТО снова задумались об укреплении свой «энергетической независимости». «Midcat может вернуться. Германия сейчас с интересом смотрит на этот проект, потому что ей нужны альтернативные источники поставок, а также потому, что она заинтересована в производстве "зеленого" водорода на севере Африки», — пишет La Vanguardia.
Упоминание Германии выглядит особенно странным: немцы никогда не проявляли заинтересованности в импорте газа из Испании.
На Midcat могли обратить внимание разве что отдельные политики из нового правительства ФРГ, которых воодушевляют любые антироссийские инициативы. Хотя «Газпрому» от этого ни холодно, ни жарко. Пропускная способность трубопровода между Испанией и Францией оценивается в 7 миллиардов кубометров газа в год. Для сравнения: суммарная проектная мощность двух ниток «Северного потока» составляет 110 миллиардов кубов.
«Если Испания хочет поставлять закупаемый за рубежом газ своему соседу в Европе — это ее коммерческое решение, нас оно никак не касается, и не вижу, как оно может конкурировать с нашими поставками газа в Европу: разные масштабы и объемы. А вот сжиженный природный газ из России скоро будет поставляться в Испанию», — отмечал в 2018 году посол РФ в Мадриде Юрий Корчагин.
Перспективы превращения Испании в крупный газораспределительный центр сегодня по-прежнему туманны. Ее развитая СПГ-инфраструктура едва ли будет аргументом в пользу строительства Midcat. Центральной Европе хватает своих собственных терминалов для импорта сжиженного природного газа.
Если говорить об Алжире, то у него элементарно нет дополнительных объемов топлива для экспорта в страны ЕС. Внутренние потребности страны растут, а добыча углеводородов, напротив, постепенно снижается.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков указывает на «абсолютно невыгодные» правила инвестирования в газодобывающую отрасль Алжира: «Любая компания, приходящая на этот рынок и вкладывающая деньги в развитие месторождения, должна отдать контрольный пакет акций государственной компании. Поэтому желающих инвестировать в алжирские месторождения практически нет».
Еще один важный момент: из-за конфликта с Марокко Алжир принял решение остановить прокачку газа по экспортному газопроводу «Магриб — Европа» (MGE), который «подпитывал» ту же Испанию. Это подстегивает рост цен на СПГ в регионе и создает не самую благоприятную конъюнктуру для проектирования Midcat.
Мадриду впору задуматься об удовлетворении собственных энергетических потребностей, а не о транзите газа во Францию.
Впрочем, у деловых кругов королевства есть свой особый взгляд на идею строительства Midcat. GasIndustrial — ассоциация промышленных предприятий — потребителей газа Испании — планировала использовать новую трубу для импорта из Норвегии и России. По подсчетам организации, это привело бы к снижению стоимости голубого топлива на Пиренейском полуострове.
«Потребители в Испании хотят только одного — получать газ на конкурентной основе, как это делают соседние страны… Мы — Европа или нет? Мы имеем право на связь с Европой?», — вопрошал президент GasIndustrial Хуан Вила.
В этом контексте сообщение La Vanguardia выглядит просто анекдотично.
Для преодоления зависимости от РФ страны НАТО хотят построить газопровод, по которому испанские промышленники планировали осуществлять импорт газа… из РФ.
Это даже круче, чем заменять продукцию «Газпрома» российским же СПГ. Политика «сдерживания» еще никогда не была такой решительной и бескомпромиссной!