Официальный Минск выдает желаемое за действительное, говоря о переориентации продукции «Беларуськалия» на российские порты. Такое мнение высказал руководитель аналитического отдела портала Portnews Виталий Чернов. Поскольку Россия на данный момент испытывает дефицит специализированных терминалов для перевалки навалочных грузов, Беларуси приходится искать альтернативные транзитные маршруты. Один из них может пролегать через Украину, которая обладает мощной портовой инфраструктурой.
«Мне кажется, что белорусская сторона в вопросе переориентации калия из Литвы на Россию выдает желаемое за действительное. Транспортировка через Литву дешевле российского варианта, но вопрос даже не в этом, а в возможностях российских портов (…). В портах России сохраняется дефицит мощностей для работы с минеральными удобрениями: около 8 миллионов тонн в год перегружается через Латвию и Эстонию. Соответственно, если российская инфраструктура не может пока обеспечить переориентацию собственных удобрений, то говорить, что она сможет принимать 11 миллионов тонн белорусских, достаточно трудно», — утверждает Виталий Чернов.
Можно назвать имя конкретного человека, который «выдает желаемое за действительное»: это премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
Комментируя ситуацию с «Беларуськалием», Головченко заявил, что компания уже переориентировала свои грузы (дескать, поэтому блокада со стороны Литвы является неэффективной).
О каком порте идет речь? Какой конкретно терминал пришел на помощь белорусам? Какие объемы удобрений он готов обрабатывать? Эти и другие вопросы повисли в воздухе.
Более правдоподобным выглядит заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: вопрос переориентации грузов «Беларуськалия» пока только обсуждается, к окончательному решению Москва и Минск еще не пришли. Да и каким может быть это окончательное решение? Совершенно очевидно, что в долгосрочной перспективе Беларуси понадобится отдельный терминал для перевалки удобрений в Ленинградской области. Но проектирование и строительство подобного объекта займет годы, а преодолевать последствия литовской транзитной блокады Минску нужно прямо сейчас…
Поскольку простого выхода из этой ситуации не существует, руководству «Беларуськалия» совместно с правительством и президентом придется прорабатывать всевозможные «пожарные» варианты.
Какие-то объемы грузов, вполне вероятно, пойдут через Мурманск. Хотя минусы этого маршрута очевидны — сложная логистика и очень длинное транспортное плечо.
В первую очередь «Беларуськалий» попытается все же найти свободные мощности в Усть-Луге (хотя бы полтора-два миллиона тонн в год). Наверняка будут идти переговоры о том, чтобы допустить «Беларуськалий» к использованию новых терминалов Ленинградской области, которые пока еще только строятся. Но на них рассчитывают российские компании «Уралкалий» и «Еврохим».
«Принять значительный объем белорусских удобрений, на мой взгляд, на данный момент можно только за счет вытеснения российских обратно в порты Латвии и Эстонии, а это было бы достаточно странным», — отмечает Виталий Чернов.
В некоторые страны продукцию «Беларуськалия» можно доставлять по железной дороге (например, в Китай). Только большой вопрос, насколько это выгодно.
Кроме того, стоит учитывать извечную проблему России — большую загруженность железной дороги.
Не факт, что РЖД сможет предоставить «Беларуськалию» свободные рельсы для транспортировки грузов на Восток.
Вот, пожалуй, самое экзотическое предположение: белорусские умельцы будут паковать удобрения в огромные мешки (так называемые биг-бэги), складывать их в контейнеры и отправлять на экспорт с помощью морских контейнеровозов. Благо контейнерные терминалы в той же Усть-Луге не загружены под завязку.
Директор по направлению «Логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин подтверждает, что калий можно запаковать в биг-бэги, но как поменять традиционную технологию выгрузки минеральных удобрений в портах грузополучателей? «В портах Индии и Бразилии такое не пройдет — Белоруссия потеряет эти рынки», — уверен Головизнин.
Наконец, у Лукашенко остается еще одна «палочка-выручалочка»: важная роль в этой истории отведена Украине, которая сама закупает солидные объемы белорусских удобрений. Возможно, будет закупать еще больше.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Беларусь перекрыла транзит по своей территории литовских удобрений и нефтепродуктов — теперь их нужно везти на Украину через Польшу. Логистика усложняется, затраты увеличиваются, продукция химического концерна Achema дорожает. А под боком есть «Беларуськалий», который предложит Украине удобрения по более демократичным ценам.
Совершенно очевидно, что Лукашенко будет «окучивать» рынок соседней страны, для выхода на который не нужно использовать морские перевозки.
На Украине уже высказывали опасения по поводу того, что к ним хлынет вся санкционная продукция, которую «Беларуськалий» не сможет пристроить на Западе. «Наверное, неплохо для агрария. Но это та ситуация, когда одна деформация приводит к другой деформации. Снижение цены на рынке для химиков влечет минус по выручке, нехватку денег на техническое перевооружение, отсутствие денег на инвестиции», — предупреждал президент Союза химиков Украины Игорь Гольченко.
Что еще более важно — Незалежная обладает мощной портовой инфраструктурой.
Какие-то объемы удобрений Беларусь наверняка попробует пристроить в украинские порты, куда ее зазывали еще в 2015 году.
«Мы хотим возобновить поставки белорусского калия. Уже направили предложение в ОАО "Беларуськалий" для рассмотрения возможности увеличения объема с учетом предполагаемой скидки. Со скидкой экономия на фрахте может составить до одного доллара на тонне, а это более 6 тысяч долларов для судна дедвейтом 12 тысяч тонн. Неплохие деньги, при выборе фрахта 1 доллар — это аргумент. Но белорусской стороне хотелось бы еще получить сквозной железнодорожный тариф, который им давно дали прибалты», — рассказывал начальник порта Ника-Тера (Николаев) Александр Гайду.
Сейчас переговорные позиции у Минска не настолько хороши, как семь лет назад.
Однако возможность нарастить перевалку белорусских грузов в черноморских портах Украины по-прежнему существует.
К тому же доставлять их можно не только железной дорогой, но и речным транспортом (при условии проведения дноуглубительных работ на Припяти).
Вопрос «максимального привлечения водного транспорта для увеличения товарообмена» Беларусь и Украина активно обсуждали в 2018 году. Никаких юридических преград для использования этого маршрута нет.
Но в дело может вмешаться политика. Или уже вмешалась.
В недавнем интервью с российским телеведущим Владимиром Соловьевым Лукашенко заявил, что Украина «вроде бы» отказалась принимать продукцию «Беларуськалия» в Одессе.
Даже если это решение не окончательно и президент Беларуси все-таки добьется своего, украинский транзитный коридор будет оставаться для него крайне ненадежным.