С 7 февраля Беларусь в одностороннем режиме вводит запрет на транспортировку по своей территории продуктов нефтепереработки, химических и минеральных удобрений из Литвы. Такое решение Минск принял в ответ на транзитную блокаду «Беларуськалия», которую организовали власти прибалтийской республики. Ответные санкции грозят проблемами конкретным предприятиям — Мяжейкяйскому НПЗ и химическому заводу Achema.
Как и ожидалось, со второй попытки Литва все же сумела остановить транзит удобрений из «последней диктатуры Европы». С 1 февраля Клайпедский порт больше не принимает продукцию «Беларуськалия». Старый контракт расторгнут, новые заявки на перевозку не удовлетворены, «Литовская железная дорога» обещает вернуть Минску пустые вагоны и неиспользованный аванс.
Информацию о начале транзитной блокады подтвердил премьер-министр Беларуси Роман Головченко: «Действительно, литовская сторона перестала принимать наши поезда, которые транспортировали калий в порт Клайпеды для отгрузки. Ответные меры будут жесткими. Мы, как принято говорить, ответим симметрично. Решение принято, оно коснется железнодорожного транспорта, который следует с территории Литвы».
Чуть позже Минск конкретизировал, о каких «жестких мерах» идет речь. «Республика Беларусь не может игнорировать данную гибридную атаку и вынуждена, как предупреждалось заранее, пойти на ответные меры. Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях "Литовских железных дорог". По территории Республики Беларусь таких грузов перевозится около 1,5–1,6 млн тонн на сумму более 1 млрд долларов США ежегодно», — говорится на сайте белорусского МИД.
По форме ответ действительно получился симметричным: санкции введены против тех же товарных позиций, по которым ударила Литва (напомним, что транзит нефтепродуктов из Беларуси также запрещен на уровне ЕС). Но симметричность в данном случае не подразумевает равнозначность.
Литва своим решением заблокировала транзит продукции «Беларуськалия» в объеме 10–11 миллионов тонн ежегодно — это во много раз больше, чем «отсекает» Минск.
Грузовая железнодорожная компании LTG Cargo — «дочка» «Литовской железной дороги» — в 2022 году планировала перевезти транзитом через Беларусь до 900 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов и около 500 тысяч тонн удобрений. Очевидно, почти вся эта продукция экспортируется на украинский рынок (России она просто не нужна). Таким образом Батька вбивает торговый клин между Киевом и Вильнюсом.
Нетрудно догадаться, какие предприятия станут главными жертвами белорусских контрсанкций. Проблемы возникнут, во-первых, у польской нефтяной компании Orlen, которая владеет Мяжейкяйским НПЗ (в 2021 году она экспортировала на Украину примерно 1 миллион тонн нефтепродуктов). Во-вторых, новые маршруты придется искать компании Achema — крупнейшему в Прибалтике производителю азотных удобрений.
Каким образом они будут выходить из сложившейся ситуации? Президент Литовской ассоциации морских погрузочных компаний Вайдотас Шилейка говорит, что изучаются различные «обходные» варианты, в том числе перевозки фурами и железной дорогой через Латвию.
Поскольку Латвия с Украиной общей границы не имеет, в этом случае придется пересекать еще и территорию России.
Увеличивается и количество стран-транзитеров, и время в пути. Маршрут явно не самый привлекательный. Более очевидное и простое решение — Польша. Она способна предложить литовским грузоотправителям короткое транспортное плечо и отсутствие политических рисков, которые могут возникнуть в случае с той же Россией.
PKN Orlen уже объявила, что готова перенаправить нефтепродукты на Украину через Польшу. Всего несколько месяцев назад эта компания проявила чудеса прозорливости, выкупив единственный погрузочный нефтетерминал на литовско-польской границе — UAB Mockavos Terminalas. Он и раньше использовался для поставок нефтепродуктов на Украину в обход Беларуси.
«Одна из причин, по которой мы в прошлом году купили терминал недалеко от польской границы, заключалась в том, чтобы иметь возможность осуществлять поставки через территорию Польши в том случае, если политическая ситуация изменится», — заявила представитель компании PKN Orlen Кристина Гендвил.
Если посмотреть на карту, маршрут через Польшу кажется оптимальным. Но здесь возникает другая напасть: поляки используют европейскую железнодорожную колею шириной 1435 мм.
Это значит, что литовским грузоотправителям придется дважды «переобуваться» в пути — переходить со своей колеи на европейскую и делать наоборот, когда они доедут до Украины.
Из-за удорожания логистики продукция Orlen и Achema будет становиться менее конкурентоспособной. Вероятно, на это и рассчитывает Лукашенко (выпадающие объемы нефтепродуктов и удобрений на Украине сможет заменить сама Беларусь). Но для Литвы это не смертельно.
Едва ли перед Минском стояла задача нанести сокрушительный удар по экономике соседней страны. Во-первых, санкционный бумеранг всегда прилетает обратно: запрет на транспортировку литовских товаров так или иначе обернется для Беларуси потерей транзитной ренты. Во-вторых, главный удар Литва нанесла себе сама, когда разорвала контракт с «Беларуськалием».
Самым достойным ответом ей стала бы успешная переориентация белорусских удобрений на порты России.
Если верить Роману Головченко, этот вопрос уже решен. «Мы давно к этой ситуации готовились, свои поставки переориентировали. За счет более длинного логистического плеча в РФ наши производители немного потеряли в маржинальности, но она будет компенсирована ростом мировых цен. Так что мы, по сути, ничего не потеряли, потеряла экономика Литвы», — заявил премьер-министр Беларуси.
О том, какие именно порты приняли грузы «Беларуськалия», история умалчивает. Более того, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Минск и Москва пока только обсуждают вопрос транзита удобрений.
Решение может оказаться отнюдь не таким простым, как об этом рассказывает премьер-министр Беларуси.