Вслед за Эстонией о строительстве атомного реактора малой мощности задумались власти Латвии. Евродепутат Роберт Зиле полагает, что это оптимальная возможность обеспечить страну достаточным объемом электроэнергии по приемлемым ценам. Польские компании уже ищут инвесторов для развития ядерной энергетики, президент Литвы Гитанас Науседа тоже заговорил о перспективах строительства мини-АЭС. В этом контексте судьба Игналинский атомной электростанции, построенной Советским Союзом для всей Прибалтики и ликвидированной Литвой как «наследие оккупации» выглядит трагифарсом. Стоило ли закрывать «Игналинку» ради того, чтобы через несколько лет задуматься о строительстве новых АЭС?
«Нам надо для базовых мощностей постараться заменить газ чем-то другим, — заявил Роберт Зиле, комментируя резкий рост цен на электроэнергию в Латвии. — Вопрос в том, что бы это могло быть. На мой взгляд, это могли бы быть современные так называемые модульные атомные электростанции. Будет хорошо, если нам удастся, скажем, вместе с эстонцами сделать что-то такое. Или найти какое-то другое решение. Но строить тысячи ветряков на берегу моря — это не решение. Наилучшие энергопортфели на данный момент, на мой взгляд, в Финляндии и Швеции. И если посмотрим на них, то увидим, что там много возобновляемых энергоресурсов, но в обоих есть и атомная энергия».
Такого же мнения придерживается депутат Сейма и бывший министр экономики Латвии Арвил Ашераденс: «Я думаю, что это для многих покажется очень амбициозным планом, но мы должны говорить или на уровне стран Балтии, или отдельных государств об атомной электростанции. Других решений мы не видим. Потому что если у нас не будет генерирующих мощностей, любой дефицит станет приводить к прыжкам цен».
Примечательно, что вопрос строительства мини-АЭС в Латвии обсуждается не только на уровне отдельных политиков.
В конце января его рассматривали на заседании комиссии Сейма по устойчивому развитию (тему обозначил заместитель государственного секретаря Министерства энергетики Эдийс Шайцанс). А в прошлом году возможность развития малых АЭС на территории прибалтийской республики обещала проанализировать компания Latvenergo.
Тем временем в Эстонии обнародовали результаты социологического опроса, согласно которым 68% жителей страны поддерживают или скорее поддерживают строительство малых атомных электростанций нового поколения. Предыдущий подобный опрос проводился в августе 2021 года — с тех пор количество ответивших «да» и «скорее да» суммарно увеличилось на 11%.
В списке самых популярных источников энергии среди эстонцев малые АЭС уже догоняют ветропарки и опережают солнечную генерацию. Результат впечатляющий, если учесть, что на территории ЕС годами ведется массированная (даже агрессивная) пропаганда «зеленого» курса.
Атомная энергетика, напротив, регулярно подвергается нападкам. Но коммунальные тарифы все расставляют по своим местам.
«Высокие цены на газ и электроэнергию этой осенью заставили людей больше интересоваться вопросами энергетики. Пришло понимание, что надеяться только на хорошую погоду нельзя. Эстония созрела для того, чтобы в течение десяти лет серьезно рассмотреть возможность замены сланцевой энергетики 19-го века на атомную энергетику нового поколения, 21-го века», — отмечает руководитель компании Fermi Energia Калев Каллеметс.
В Польше, как и в Эстонии, идею строительства атомных реакторов обсуждают не первый год. До 2040 власти страны планируют построить целых две АЭС.
«Мы уже начали подготовку к строительству атомной станции. На данный момент готовятся отчеты о воздействии станции на окружающую среду и о местонахождении объекта. Документы разрабатываются для двух локализаций в Померании возле Гданьска», — заявлял в прошлом году уполномоченный правительства Польши по энергетической инфраструктуре Петр Наимский.
Первый атомный реактор «панам» хочет построить американская Westinghouse. Президент компании по энергетическим системам и экологическим услугам Дэвид Дарем обещает, что работы будут завершены к 2033 году.
Параллельно идут переговоры о проектировании мини-АЭС. К примеру, компания KGHM Polska Miedź SA планирует к 2029 году ввести в эксплуатацию первую в регионе атомную станцию на малых модульных реакторах.
Наконец, новейшие модные тенденции в энергетике подхватила Литва.
Президент страны Гитанас Науседа артикулировал задачу реорганизовать структуру национальной энергетики: «В первую очередь я имею в виду возобновляющуюся энергетику. Но, судя по позиции других стран, которую мы обсуждали в формате Евросоюза, что идеи ядерной энергетики переживают определенный ренессанс и немалая часть стран ЕС говорит о строительстве ядерных реакторов. (…) Обдумывать, дискутировать о, к примеру, ядерных электростанциях малой мощности, мы можем это делать, однако пока должны концентрировать внимание на том, что мы должны, во-первых, производить "зеленую" электроэнергию, во-вторых, мы должны диверсифицировать свои источники приобретения энергоресурсов».
Для Литвы «мирный атом» — очень больная тема. Но даже здесь первые лица государства не могут игнорировать тренды соседних стран.
Таким образом, во всех трех Прибалтийских республиках и Польше происходит «ползучая» реабилитация ядерной энергетики.
Хотя речь не идет об освоении каких-то принципиально новых технологий. То, о чем мечтают литовцы, латвийцы, эстонцы и поляки — надежный источник дешевой электроэнергии, — у них уже было. Имя ему — Игналинская АЭС.
«Эстонии в среднем нужно 1 000 мегаватт мощности. Зимой до 1 600 мегаватт. Скорее всего, в будущем цифра увеличится. Модульный реактор четвертого типа даст 300 мегаватт», — утверждает председатель совета Fermi Energia Сандор Лийве. Для сравнения: только один энергоблок Игналинки обладал электрической мощностью 1500 мегаватт.
Станция, закрытая по прихоти Евросоюза и литовской партии консерваторов, заменяла бы с десяток малых модульных реакторов, которые в Польше и Прибалтике только хотят построить!
Игналинская АЭС сегодня стала уникальным памятником региональной глупости в глазах презираемых в Прибалтике «ватников и совков». Но по мере возвращения политической моды на «мирный атом» политическому классу этих трех стран и особенно Литвы придется самим признать Игналинку символом собственной дурости.
Стоило ли уничтожать советскую АЭС ради того, чтобы в итоге искать деньги для строительства новых атомных станций?