В Литве разработан план обеспечения энергетической безопасности на случай прекращения поставок российского газа. Об этом заявила пресс-секретарь министра энергетики прибалтийской республики Вита Раманаускайте. Вильнюс не получал информации о возможных перебоях с импортом продукции «Газпрома», но его встревожила информация о возвращении в Калининград плавучей регазификационной установки (ПРГУ) «Маршал Василевский» с крупной партией груза на борту. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, зачем российскому анклаву понадобился СПГ и при чем здесь президент Беларуси Александр Лукашенко.
25 января «Маршал Василевский» встал на рейд в Калининграде впервые за более чем два года. До этого он был в бельгийском Зебрюгге. Издание «Коммерсант» сообщает, что оттуда судно привезло крупную партию сжиженного природного газа (138 миллионов кубометров).
Позже выяснилось, что к побережью Калининграда движется еще один СПГ-танкер под названием Energy Integrity. На его борту — 168 миллионов кубометров газа из портфеля «Газпрома» в проекте Cameroon FLNG.
Эту новость, конечно, не мог проигнорировать официальный Вильнюс.
Дело в том, что Калининград традиционно снабжается газом через Литву.
Она сама получает продукцию «Газпрома» из Беларуси и дальше по трубе транспортирует ее в российский анклав. Это старая и, разумеется, наиболее оптимальная схема.
Но не все так просто. В 2014 году Литва арендовала СПГ-терминал и обрела вожделенную «энергетическую независимость» от «Газпрома». Россия в ответ на это построила «Маршала Василевского». Его задача — страховать Калининград на случай газовой блокады со стороны Литвы.
Все подстраховались, однако продолжают использовать старую добрую трубу.
У Литвы с «Газпромом» до 2025 года подписан транзитный контракт, она его исправно выполняет. А «Маршал Василевский» колесит по миру — перевозит СПГ для потребителей в других странах. Зачем стоять без дела в порту приписки?
И тут, как гром среди ясного неба, грянула новость о возвращении судна в родную гавань с большой партией груза на борту. Литва заподозрила неладное: зачем Калининграду СПГ, если он снабжается трубопроводным газом? Не собирается ли Россия перекрыть эту магистраль?
Ситуацию прокомментировала лично премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.
Она отметила, что правительство знакомо с информацией о прибытии «Маршала Василевского» в Калининград и работает над готовностью национальной энергосистемы «к любым неожиданностям».
«Я не говорю, что это обязательно должно случиться, но факт в том, что мы должны быть готовы», — заявила Шимоните.
Чуть позже появилась информация, что Вильнюс разработал некий план на случай прекращения импорта газа из России. «Литвой приняты стратегические решения по поводу диверсификации источников поставок природного газа и интеграции систем природного газа. СПГ-терминал в Клайпеде и польско-литовский газопровод, который вскоре будет запущен, позволяют нам обеспечивать поставки природного газа независимо от действий российской стороны», — сообщает пресс-секретарь министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса Вита Раманаускайте.
Заявление вполне ожидаемое: чисто технически Литва уже давно готова к отключению от российской трубы. СПГ-терминала ей хватит с головой (можно покрыть потребности всех трех Прибалтийских республик). Вопрос в том, сколько за это придется заплатить.
Любые альтернативы вроде полного перехода на сжиженный природный газ будут стоить Литве очень дорого.
Калининграду, кстати, тоже.
«С учетом текущих высоких цен на СПГ — свыше $1 тыс. за 1 тыс. кубометров — упущенная выгода "Газпрома" от поставки партий СПГ в Калининград будет высокой. Так, одна танкерная партия в Калининград, по оценкам участников рынка, обходится "Газпрому" примерно в $90–100 млн недополученной выручки», — отмечает «Коммерсант».
Ни Литва, ни «Газпром» не заинтересованы устраивать какие-то блокады. Но последний действует по принципу «береженого Бог бережет».
«Маршал Василевский» вернулся в Калининград на фоне запредельной антироссийской истерии.
В этой ситуации весьма логично, что Россия хочет еще раз проверить энергетическую безопасность своего самого западного региона. Закончится истерика – «Маршал» уплывет.
«Запас СПГ обеспечивает энергонезависимость и безопасность региона», — отметил руководитель пресс-службы правительства Калининградской области Дмитрий Лысков. Схожего мнения, как ни странно, придерживается экс-министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас: «Есть два варианта. Первый вариант – это просто запланированный рейс. Однако в нынешних геополитических обстоятельствах не исключено, что цель — обеспечить поставки газа в Калининград. (…) Это было бы возможным объяснением того, что судно-регазификатор возвращается, чтобы защитить себя от возможных действий со стороны Литвы или НАТО».
Ситуация сама по себе не нова. В 2019 году Россия тестировала работу «Маршала Василевского» и временно обнулила транзит трубопроводного газа в Калининградскую область. Литовцев это заставило понервничать.
В феврале прошлого года Литва по просьбе «Газпрома» снова приостановила транзит. Судя по всему, на российском участке трубы велись какие-то технические работы.
Прокачку топлива возобновили в тот же день, но литовские политики все равно успели поупражняться в конспирологии и рассказать о «коварных планах Кремля».
Как показывает практика, и Россия, и Литва выполняют свои договорные обязательства в газовой сфере. Правда, на этот раз потенциальная угроза для Калининграда исходит не только от прибалтийской республики.
Из Беларуси в Литву проложен газопровод «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград». Он снабжает исключительно Литву и Калининградскую область.
Теоретически Лукашенко может нанести по Литве точечный удар, если перекроет эту самую трубу (магистральный газопровод «Ямал — Европа», который питает Польшу, трогать не обязательно).
Вынесем за скобки вопрос, насколько это законно и какие будут последствия, но в теории такой вариант возможен. Особенно если учесть, что с 1 февраля Литва обещает прекратить транзит белорусских удобрений. Кто знает, какой ответ для нее приготовил Батька? Угрозу отрезать Европу от поставок российского газа он уже озвучивал.
Так что «Маршал Василевский» прибыл в Калининград очень вовремя.