Рижский свободный порт рассчитывает на рост грузооборота благодаря притоку российского зерна. «Латвийская железная дорога» тем временем планирует улучшить показатели по грузоперевозкам за счет транзита китайских грузов. Обе эти надежды стратегически тщетны: большая политика диктует странам Балтии блок на системное стратегическое сотрудничество с Востоком, поэтому возрождение транзитной отрасли Латвии невозможно.
В 2022 году планируется «небольшой, но стабильный рост грузооборота, что необходимо для долгосрочного успеха Рижского порта», — заявил его управляющий Ансис Зелтиньш.
Предполагается, что рост будет достигнут благодаря увеличению экспорта зерна. Преимущественно за счет российского зерна грузооборот Рижского порта в 2022 году рассчитывают повысить на 5–6%.
Все последние годы Рижский свободный порт терял грузооборот из-за ухода российских грузов. По итогам прошлого года падение составило 10%.
Теперь же приход российского зерна должен компенсировать уход российских же угля, леса, минеральных удобрений и прочих «большегрузов» из России, которые переориентировались с Латвии на отечественные порты российского Северо-Запада.
Терминал навалочных грузов Рижского порта, создававшийся для перевалки минеральных удобрений из России, уже переориентирован на перевалку зерна.
«Латвийская железная дорога» тоже рассчитывает хотя бы частично отыграться за фатальное падение грузовых перевозок в последние годы возрождением транзитного потока с Востока. Поскольку почти все российские клиенты ушли, новая надежда — Китай.
«Теперь, похоже, мы довольно близки к ситуации, когда в сотрудничестве с Китаем действительно что-то может начать происходить», — рассказал о работе по привлечению в Латвию российского транзита председатель правления Latvijas Dzelzceļš Марис Клейнбергс.
В выступлении Клейнбергса есть важные уточнения, что «мощности российских портов в настоящее время относительно исчерпаны» и «одно дело — собственная продукция России, другое — продукция России как транзитной страны».
Это к вопросу о том, не заберет ли Россия китайский транзит в Усть-Лугу и Приморск вслед за собственным? Ведь может.
Во-первых, россияне как транзитеры имеют широкие возможности, чтобы предложить китайцам лучшие условия, чем Латвия. Во-вторых, у России и Китая стратегическое сотрудничество на грани заключения военно-политического союза. В-третьих, уход российского транзита из Латвии — это в том числе санкции за враждебную, антироссийскую политику Риги. Как Россия забрала у Латвии свои грузы, так и не пустит туда китайские.
Все, что может ответить глава «Латвийской дороги»: Китай — не Россия, а страна с самостоятельной внешнеэкономической деятельностью, а российские порты в Ленинградской области уже загружены на полную мощность. Потому, кстати, и российское зерно идет через Ригу.
Такой ответ выдает глубокое понимание, что имеющиеся «окна возможностей» для транзитной отрасли Латвии — ситуативные и конъюнктурные, а стратегически латвийские порты и железную дорогу уже ничто не спасет.
Потому что транспортно-логистическая сфера в Латвии завязана на сотрудничество с Востоком, а на полноценное сотрудничество с Востоком Латвии поставлен политический блок. В плане большой политики Латвия — член ЕС и НАТО, и свой курс по отношению к России, Беларуси или Китаю обязана выстраивать, исходя из этого факта.
То есть если речь о России, то латвийская политика — участие в стратегии «сдерживания» России. Если речь о Китае, латвийская политика — солидарность с Соединенными Штатами в борьбе против их главного конкурента. Если речь о Беларуси, выбор Латвии — поддержка белорусской оппозиции и борьба за разрыв союза с Россией.
Короче говоря, всю внешнюю политику Латвии определяет блоковое мышление. А как иначе, если министр иностранных дел этой страны по указанию американского посольства провоцирует разрыв дипломатических отношений с соседями-белорусами?
Порты, дороги, деньги, национальные интересы — это все вторично по сравнению с блоковым статусом. Время от времени латвийские политики пытаются пропетлять и объехать на кривой козе трансатлантическую «линию партии», но экономика рано или поздно всегда проигрывает политике.
Последний такой случай — литовские санкции против «Беларуськалия». Латвия ведь могла перехватить транзит белорусских калийных удобрений, раз уж Клайпеда их принимать больше не будет, а российские порты сейчас загружены под завязку. Но нет, после непродолжительных консультаций с Вильнюсом в Риге заявили, что поддерживают литовскую борьбу с «авторитарным режимом Лукашенко», и транзит «Беларуськалия» через Латвию невозможен.
Так что если российские и китайские грузы по ситуативным обстоятельствам и придут на какое-то время в Латвию, то они неизбежно рано или поздно оттуда уйдут.
Россия не станет терпеть, что ее зерно на экспорт отправляет страна, которая призвала ввести против нее очередной пакет санкций и запретить работу российских журналистов в ЕС. Китай не станет терпеть, что его грузы идут в Европу через страну, которая присоединилась к кампании в «поддержку демократического Тайваня». Литва не станет терпеть, что на транзите, который мог бы приносить деньги ей, зарабатывают деньги соседи. США не станут терпеть, что их сателлит в Восточной Европе развивает отношения с двумя главными противниками Америки.
Не надо строить иллюзий. Транзитная отрасль в Прибалтике — это связи с Востоком, а Латвия выбрала Запад.
Поэтому портовые краны у Латвии будут ржаветь, а железная дорога продолжит распродавать вагоны и рельсы в металлолом.
Сопротивляться этим объективным процессам бессмысленно. Доктор сказал — в морг, значит в морг!