Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG получила от представителя «Газпрома» повестку в Стокгольмский арбитраж. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте компании. Российская сторона ожидает, что суд задним числом пересчитает стоимость газа, который Польша получила по так называемому Ямальскому контракту.
«Принимая во внимание то, что коммерческие переговоры по пересмотру цены в соответствии с требованиями "Газпром экспорта" не привели к достижению договоренностей, российская компания в соответствии с контрактными условиями передала эти споры на разрешение арбитражного трибунала», — сообщает ООО «Газпром экспорт».
Варшава подтвердила, что ее уведомили о начале нового судебного разбирательства. PGNiG получила повестку 14 января и тут же предрекла себе очередную победу: «Требование о повышении контрактной цены, содержащееся в призыве "Газпрома", совершенно необоснованно. Мы готовы продемонстрировать это перед арбитражным трибуналом».
Предмет спора — Ямальский контракт, по которому Польша ежегодно закупает у России примерно 10 миллиардов кубометров газа (из них 8,7 миллиарда — на условиях «бери или плати»). Конкретные детали документа, в том числе формула ценообразования, не разглашаются.
Известно только одно: и «Газпром», и PGNiG регулярно пользуются своим правом инициировать переговоры о пересмотре условий соглашения.
Так, например, запросы на снижение закупочных цен от польской компании поступали 1 ноября 2017 года и 1 ноября 2020 года. «Газпром» каждый раз отвечал встречными претензиями (от 8 декабря 2017 года и 9 ноября 2020 года). Параллельно велись судебные разбирательства, инициированные Варшавой. В марте 2020 года тот же Стокгольмский арбитраж удовлетворил иск PGNiG. «Газпром» обязали, во-первых, изменить формулу ценообразования в Ямальском контракте, во-вторых, выплатить полякам неустойку в размере 1,5 миллиарда долларов (якобы столько они переплатили за поставки газа по «несправедливым» ценам).
Оба решения российская сторона выполнила. Но Польше этого показалось мало: в ноябре 2020 года она снова инициирует переговоры о скидке на газ, а через год предусмотрительно корректирует свою заявку. Причиной тому стали рекордно высокие цены на голубое топливо.
Дело в том, что через арбитраж Польша добивалась привязки Ямальского контракта к бирже, а не к нефтяной корзине, как было раньше.
За что боролись, на то и напоролись: когда Стокгольм удовлетворил требования PGNiG, биржевые цены на газ буквально сорвались с цепи. Ожидаемая выгода обернулась большими убытками.
«Поляков можно поздравить: они добивались изменения формулы цены на спотовую привязку и теперь пожинают плоды. Ситуация на рынке действительно изменилась, но в этих условиях можно говорить только о наценке, а не о скидке», — констатирует заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Очевидно, Россию нынешние условия газового сотрудничества с Польшей устраивают. Гривач полагает, что до окончания Ямальского контракта PGNiG переплатит «Газпрому» гораздо больше, чем она получила в качестве компенсации по решению Стокгольмского арбитража (если, конечно, контракт в очередной раз не изменят). Но предыдущий судебный вердикт Москва по-прежнему считает несправедливым. Ранее она реализовала право обжаловать его и подала апелляцию, а теперь предпринимает очередной «штурм» Стокгольма.
Иными словами, «Газпром» и «Газпром экспорт» ходатайствуют об изменении Ямальского контракта задним числом.
Они инициировали обращение в международный арбитраж «в отношении ретроспективного пересмотра ценовых условий контракта купли-продажи газа». У поляков все наоборот: их не устраивает цена, по которой они импортируют газ прямо сейчас.
«В последнее время мы стали свидетелями беспрецедентного роста цен на природный газ на европейском оптовом рынке. Эта чрезвычайная ситуация дает основание для пересмотра ценовых условий, на которых мы закупаем газ по Ямальскому контракту», — отмечал президент PGNiG Павел Маевский в октябре прошлого года, когда его компания направляла «Газпрому» измененную заявку.
Разница заключается еще и в том, что «Газпром» инициировал полноценное дело в Стокгольмском арбитраже. Претензии поляков пока остаются на уровне корпоративных переговоров, но за ними не заржавеет.
Вполне вероятно, что принцип зеркального ответа сработает и в этот раз — PGNiG тоже подаст в суд на «Газпром».
Тогда арбитраж будет вынужден рассматривать один и тот же Ямальский контракт в рамках двух разных производств. Впрочем, перспективы обоих исков весьма туманны. У России вряд ли найдутся весомые аргументы, чтобы изменить предыдущее решение Стокгольма. Польша и вовсе оказывается в идиотском положении: она добивается пересмотра условий, которые сама же навязала «Газпрому» менее двух лет назад.
Ничего более конкретного по существу этого дела сказать нельзя, поскольку все конкретное является коммерческой тайной. Только сотрудникам «Газпрома» и PGNiG известно, как они будут доказывать свою правоту.
На фоне судебных тяжб между двумя компаниями, вероятно, начнутся переговоры о продлении Ямальского контракта, который заканчивается 31 декабря 2022 года.
Польша настаивает, что она готова полностью отказаться от российского газа за счет импорта СПГ и ввода в эксплуатацию трубопровода Baltic Pipe. Технически это возможно. Но открытым остается вопрос, какие объемы газа поляки реально смогут получать с норвежского шельфа. И какую цену за это придется заплатить.