Соглашение о железнодорожном транзите белорусских калийных удобрений по территории Литвы будет аннулировано 1 февраля. Об этом заявил министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис. По словам чиновника, формальным основанием для этого станут выводы правительственной комиссии, проверяющей сделки с участием стратегически важных предприятий. Но подобное «алиби» не спасет Литву ни от судебных исков, ни от угрозы переориентации грузопотока на порты соседних стран.
Борьба прибалтийской республики с «Беларуськалием» в новом году, казалось, приобрела окопный характер. Министры правительства Ингриды Шимоните перевели дыхание и успокоились: ни Скуодис, ни глава МИД Габриэлюс Ландсбергис в отставку не ушли.
Своей должности лишился только глава «Литовской железной дороги» (ЛЖД) Мантас Бартушка. За что — непонятно, зато теперь правящие консерваторы наверняка смогут «протолкнуть» в руководство компании своего человека.
Еще одной жертвой истории с «Беларуськалием» стал теперь уже бывший председатель Комитета Сейма Литвы по иностранным делам Жигимантас Павиленис. «Покидаю пост, потому что политика — это командная работа, и иногда приходится отступить ради общей цели. Я был выдвинут этим политическим сообществом, получил его поддержку как политик и оказался назначен на эту должность. Было бы бесчестно не подчиниться его решению», — заявил Павиленис.
В общем, можно назвать это расплатой за словесное недержание (опальный депутат дерзнул критиковать своих соратников по правительству из-за того, что те не смогли выполнить американские санкции против «Беларуськалия»). Хотя отставка Павилениса и так напрашивалась — за ним тянется слишком долгий шлейф скандалов. В том числе международных.
Непосредственно вопрос транзита оставался нерешенным до тех пор, пока Скуодис не расставил все точки над «i».
«Руководствуясь выводами координационной комиссии по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности, правительство решило с 1 февраля расторгнуть договор как не отвечающий интересам национальной безопасности», — заявил глава Минтранса Литвы 12 января.
Речь идет о договоре, по которому ЛЖД оказывает услуги железнодорожного транзита «Беларуськалию».
Под занавес прошлого года правительственная комиссия проверяла эту сделку и признала ее не соответствующей интересам национальной безопасности.
Другого решения и быть не могло — литовский Кабмин просто искал формальное основание для остановки белорусского транзита (санкции Минфина США против «Беларуськалия», как выяснилось, основанием для этого не являются).
Если верить Скуодису, с 1 февраля перевозки «диктаторских» удобрений по территории прибалтийской республики прекратятся, поскольку «для них уже не будет правовой основы».
Но Литву это не спасет от судебных исков. Добиваться компенсаций от нее гарантированно будет «Беларуськалий». Отдельные претензии могут предъявить покупатели удобрений, которые тоже окажутся пострадавшей стороной.
«В случае нарушения Литвой международных соглашений мы воспользуемся всеми средствами правовой защиты и подадим иски в суды. Кроме того, мы полагаем, что в суд обратится и большинство наших клиентов — покупателей удобрений, которые останутся без товаров и понесут значительный ущерб из-за действий Литвы. В результате они могут быть вынуждены покупать удобрения по гораздо более высоким ценам. Суммы судебных исков по этому делу могут достигать миллиардов евро», — предупреждала официальный представитель «Белорусской калийной компании» (трейдера «Беларуськалия») Ирина Савченко.
Никчемные выводы Комитета национальной безопасности и обороны Сейма Литвы едва ли станут основанием для оправдания ответчика. Даже премьер-министр Ингрида Шимоните прекрасно понимает слабость своей позиции, поэтому она открыто говорила о поиске способов расторжения контракта таким образом, чтобы избежать финансового ущерба для государства. Но поиски, видимо, не увенчались успехом. Скуодис ничего не сообщил о том, как Литва будет отбиваться от юристов «Беларуськалия».
Тот факт, что потенциальный ущерб от досрочного разрыва контракта с «Беларуськалием» будет огромен, Вильнюс признает. Глава экономического комитета Сейма Казис Старкявичюс оценивает сумму штрафа в 600 миллионов евро (причем это минимальный порог).
В общем, Кабинет министров Литвы можно поздравить с очередным «достижением»: его политика обернется для государственного бюджета колоссальными потерями.
При этом Скуодис насчитал около десяти предприятий, которые могут перехватить белорусский транзит у ЛЖД («наиболее реальные возможности у двух из них»). Являются ли они резидентами Литвы, чиновник не уточняет. Скорее всего, речь идет о компаниях из других стран — членов ЕС: Латвии, Польши, Эстонии. Ранее Габриэлюс Ландсбергис выражал беспокойство по поводу того, что Лукашенко продолжит экспортировать удобрения через порты соседних государств. Эстония, кстати, уже нарастила транзит белорусских нефтепродуктов, которые ушли из Клайпеды.
Эту проблему Вильнюс пытается решить на уровне ЕС. Обратим внимание на сообщение из телеграм-канала Светланы Тихановской по итогам встречи с президентом Литвы Гитанасом Науседой: «Тихановская и Науседа договорились продолжить координацию действий в вопросе давления на режим (Александра Лукашенко — прим. RuBaltic.Ru). Они согласились, что важно закрыть лазейки в санкциях и найти способ остановить транзит санкционных продуктов через балтийские страны. Сейчас ЕС разрабатывает 6-й пакет санкций».
Очередной санкционный удар по Беларуси как раз и должен «закрыть лазейки».
Сделать это нетрудно — достаточно прописать запрет на транспортировку удобрений белорусского происхождения через порты стран — членов ЕС (аналогичный запрет в отношении нефтепродуктов уже действует). Тогда Литва получит гарантии, что соседи не наживаются на ее потерях.
«Обращаю внимание, что США зачастую, особенно при принятии новейших санкционных пактов в Европе, отвечали практически идентичными пакетами у себя. В данном случае мы имеем явное отклонение от того факта, что Европа ввела санкции в отношении определенных продуктов из удобрений, которые не могут ввозиться в ЕС, а США — в отношении всего юридического лица», — жаловался Ландсбергис, предлагая синхронизировать американские и европейские ограничения против Беларуси. В этих словах также слышится завуалированный призыв к транзитной блокаде «Беларуськалия» на уровне всего Евросоюза.
Как бы то ни было, новые санкции не будут распространяться на заключенные ранее контракты (это стандартная международная практика). В суде Литва не сможет апеллировать к тому, что она повинуется запретам ЕС.
Соглашение между ЛЖД и «Беларуськалием» истекает к 2023 году. Литва могла бы спокойно дождаться этого момента (а у железной дороги и Клайпедского порта появилось бы время, чтобы подготовиться к неминуемой потере белорусского транзита). Но литовские консерваторы легких путей не ищут. Из всех вариантов они традиционно выбирают самый идиотский и обременительный для населения.