Цены на газ в Европе побили абсолютный исторический максимум — 2 тысячи долларов за тысячу кубометров. Покупать топливо по таким ценам европейцы не в состоянии, и газ на континент перестают поставлять. Евросоюз пожинает плоды своей энергетической политики: отказа от долгосрочных контрактов с «Газпромом», развития нерыночных форм энергетики и блокирования здравых рыночных проектов с участием РФ. Вся эта деятельность была вдохновлена идеей «сдерживания России» и обернулась деградацией энергетического рынка, в результате которого европейцам этой зимой грозит массовая смертность в своих квартирах от обморожения.
В начале недели была приостановлена прокачка газа по трубопроводу «Ямал — Европа». «Газпром» прекратил поставку газа по «Ямалу — Европе» в Германию, потому что там на этот газ нет спроса. Причина?
По тем ценам, что сейчас сформировались на газовом рынке Европы, немцы не могут позволить себе покупать газ.
У главной экономики ЕС банально нет денег платить 2 тысячи долларов за тысячу кубометров — именно по такой цене шел газ на европейских биржах 21 декабря.
«Когда про эту ситуацию все говорят и западные СМИ пишут, то почему-то забывают, что на другом конце трубы есть потребитель, и он определяет сколько газа пройдет по трубе. Если он будет покупать больше, прокачается больше. А все так представляют ситуацию, как будто "Газпром" такой коварный, берет и не качает. Он качать будет, когда у него покупать будут», — прокомментировал RuBaltic.Ru положение дел на энергорынке ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Сложившаяся ситуация в микроэкономике называется деградацией спроса. Товар не покупают, потому что заплатить за него невозможно. Аномально высокая цена так же плоха для продавца, как и для покупателя. При этом рыночная конъюнктура такова, что сбить эту цену не удается.
Аналитический портал RuBaltic.Ru много раз писал о причинах возникшей этой осенью аномалии, в результате которой цены на газ бьют все исторические рекорды. Холодная зима 2021-го, опустошившая газохранилища, восстановительный рост мировой экономики после прошлогоднего «ковидного» кризиса.
Но это все ситуативные факторы. Помимо них есть еще системные причины, по которым именно Европа оказалась эпицентром мирового энергокризиса.
Эти причины сводятся к тому, что единый энергетический рынок Европы много лет разрушался ради «сдерживания» России и снижения ее присутствия в энергетике стран ЕС.
Во-первых, у Европы сейчас не было бы таких проблем, если бы ее страны не отказались от практики заключения долгосрочных контрактов с «Газпромом» с фиксированной ценой, не подверженной рыночным колебаниям. Однако профессиональные борцы с Россией эту практику долго и последовательно торпедировали, доказывая, что цены «Газпрома» — завышенные и несправедливые. Их можно и нужно снизить закупками газа на бирже, где российская продукция будет конкурировать со многими другими предложениями.
И вот теперь получили классическое «за что боролись, на то и напоролись».
Во-вторых, альтернативы российскому присутствию на энергетическом рынке носили нерыночный характер и потому разрушали рынок.
Если говорить конкретно о газовом рынке, то ярчайший пример — сжиженный газ, цена которого всегда была выше цены «Газпрома» и который потребителей заставляли покупать по политическим мотивам — ради «энергетической независимости» от России.
Дональд Трамп выкручивал руки немцам, чтобы Германия оплачивала танкеры с СПГ в счет десятилетий бесплатной военной защиты Соединенными Штатами. Правительство Литвы выкручивало руки литовским промышленникам, чтобы они покупали американский сжиженный газ с СПГ-терминала Independence в Клайпеде вместо дешевого трубопроводного газа «Газпрома».
В момент кризиса танкеры с американским СПГ дружно подались в Азию, где за их продукцию способны платить, а Европа сидит с пустыми руками. В смысле — с полупустыми газохранилищами.
В-третьих, европейцы даже сейчас, на фоне надвигающейся катастрофы, неспособны отказаться от использования энергетики в борьбе с Россией.
Новое правительство ФРГ заявляет, что газопровод «Северный поток — 2» был геополитической ошибкой, что его запуск нужно отложить до весны, до лета. Немецкие министры думают, что такими заявлениями они пугают Путина, ставят ему ультиматумы, шантажируют, не дают «напасть на Украину». На самом деле они бьют по самой Германии, не давая хоть как-то приблизить предложение к спросу и сформировать адекватную цену на газ.
Опять же, такая политика продолжается много лет. Всем энергетическим проектам с участием России вставляли палки в колеса, ограничивая тем самым предложение на энергорынке.
Не давали строить первый «Северный поток», «Турецкий поток», сорвали «Южный поток — 2», теперь спекулируют на «Северном потоке — 2». В народе такое поведение называется «глаз себе вырву, чтобы у тещи зять был кривой».
В результате «сдерживания России» в энергетической сфере европейцам этой зимой грозит массовая смертность в своих квартирах от обморожения.
Газа в европейских газохранилищах осталось до января, а если ударят морозы, он кончится еще раньше. Покупать газ по нынешним ценам не может себе позволить даже Германия.
Производства в странах ЕС останавливаются, а перспектива обогревать жилье самодельными печками для европейских бюргеров становится все более реальной.
Старушка Европа находится в одном шаге от энергетической катастрофы.
Бумеранг «сдерживания России» возвращается к тем, кто его запустил.